Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание звуковой культуры речи на уроках литературы.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи. Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Воспитание звуковой культуры речи — многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Воспитание звуковой культуры предполагает: - формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; - воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения; - формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании; - выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом; - воспитание культуры речевого общения как части этикета. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: - развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; - развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух). Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл. Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Методика работы над стихотворением. Варианты использования стихотворных произведений в коррекционной работе специального педагога. Среди произведений всех литературных жанров помещенных в учебниках по литературе особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся. Это объясняется специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы «в котором действительность отражается путем передачи глубоких задушевных переживаний мыслей и чувств автора» В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя его отношения к каким либо событиям факторам явлениям: картинам природы торжественным событиям в истории нашей страны. Для полноценного восприятия стихотворения дети должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя пережить то что его волнует удивляет радует. Главное направление работы при чтении лирических стихотворений состоит в том чтобы разбудить развить эмоции и чувства ребенка добиться искреннего отношения к изучаемому тексту. Работу над лирическим стихотворением можно строить по следующему плану 1. Подготовка к восприятию стихотворения: а) материал экскурсии; б) жизненные наблюдения учащихся. 2. Чтение стихотворения учителем 3. Беседа эмоционально оценочного плана - Какое настроение вызвало у нас это стихотворение? - Какие краски звуки живут в стихотворении? 4. Анализ живописного образа в стихотворении. Чтение стихотворения учащимися про себя; рассказать какие картины они «видят», - словесное рисование; лирический герой в стихотворении; приемы поэтической речи; метафоры сравнения эпитеты олицетворения. 5. Разметка текста. Подготовка к выразительному чтению 6. Выразительное чтение учащимися стихотворения 7. Обобщение по поводу прочитанного Примером анализа лирического произведения можно взять стихотворение А.С. Пушкина «Туча» Задачи данного урока: - познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушки на как образом искусства слова; - воспитывать любовь к природе к поэзии - развивать мышление творческое воображение речь навык выразительного чтения Ход урока. 1.Вступительная беседа На доске портрет А.С. Пушкина При взгляде на этот портрет нас поражают духовное богатство и сила этого человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта исполненного творческих сил. Кажется, что в эту минуту на него снизошла богиня поэзии - Муза и в голове его рождаются вдохновенные строки стихов. Взгляните на страницу рукописи. Она испещрена быстрыми стремительными строками. Некоторые фразы поэт зачеркивает, т.к. вместо них появляются другие более удачные выразительные. Между строк – рисунки. Вот он увидел в окно тучку его, летящее перо изображает ее на месте бумаги, а далее рождаются стихи И мысли в голове волнуются в стволе, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, Перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. 2. Первичное знакомство с произведением и проверка восприятия. · Прослушайте произведение А. С. Пушкина «Туча». Я прошу вас закрыть глаза и представить себе картины, описанные в нём. Я читаю стихотворение, после чего задаю вопросы: · Что особенно затронуло вас в этом стихотворении? · Как вы думаете. С каким настроением поэт писал его? Что вы себе представили? Какие картины? · К какому жанру относится это произведение? Почему так думаете? 3. Словарная работа. Предлагаю детям прочитать стихотворение про себя и найти непонятные слова. Заранее готовлю картинки со словами и, если дети спросят их значение, вывешиваю их на доске, а затем объясняю. · Рассеянная (буря) – здесь закончившаяся буря; · Лазурь – яркая голубизна неба; · Унылая – скучная; · Алчная (земля) – жаждущая воды, влаги; · Миновалась – прошла; · Листочки древес – листья деревьев. 4.Литературный анализ стихотворения. Организуя перечитывание и анализ стихотворения, я опираюсь на композицию пейзажа. Комментарий должен быть ненавязчивым, формирующим образные представления. Вот какие вопросы можно задать учащимся при работе над анализом: · Сколько строф в этом стихотворении? · Прочитаем 1 строфу. · Какую картину вы представляете себе? Давайте нарисуем её. Какой описан день? Что его омрачает? · Как мы должны прочитать эту строфу? С каким настроением? Нравится ли поэту эта печальная тучка? · Какие эпитеты употребил автор, чтобы описать ясный солнечный день? · А какие противоположные эпитеты помогают поэту создавать образ ненастья, тёмной тучки? · Прочитаем вслух 2 строфу и тоже представим себе описанную картину. · Давайте нарисуем словами то, что вы себе представили. Бушует гроза, тёмная туча затянула всё небо, время от времени ярко вспыхивает молния и, раздаются раскаты грома. На землю низвергаются потоки дождя. Давайте попробуем передать голосом, передать грозную, бушующую бурю (1 – 2 ученика читают) · Какие картины разбушевавшейся стихии вы увидели? · А теперь послушаем 3строфу и представим себе то, что в ней описано (1 ученик читает) · Что вы увидели? Природа после грозы, как будто умытая, свежая. Легкий ветерок, а не буря, ласково играет листочками. Здесь Пушкин говорит о земле, о ветре, о небесах, как о живых существах. - Как называется такой приём? - Как мы должны прочитать эту строфу? А теперь попробуем выразительно прочитать всё стихотворение. 1 строфу – с досадой, 2 – передать голосом бушующую стихию, 3- спокойно. 5. Выразительное чтение стихотворения. Красота картин природы и чувство поэта должны быть в центре внимания детей на каждом уроке чтения и анализа пушкинской пейзажной лирики. Научить детей видеть красоту, воссоздать её в своём воображении, проникать в эмоциональный мир поэта - вот основная задача чтения и анализа пушкинских пейзажей. Отрывок из поэмы «Медный всадник» представляет собой городской, петербургский пейзаж. Это качественно новая ступенька в формировании представлений о Пушкине – пейзажисте. Пушкин одним из первых открыл красоту русской природы. И вот иней, городской пейзаж Северной пальмиры, Северной Венеции. Полноценное восприятие отрывка «Люблю тебя, Петра творение…» предполагает наличие у детей историко-литературных и архитектурных преставлений. Для ребёнка, не побывавшего в городе на Неве, новым и сложным в этом тексте является, по сути, весь изобразительный план отрывка: Петра творенье, Невы державное теченье, оград узор чугунный, Адмиралтейская игла. Для того, чтобы дети восприняли стихи, необходимо показать им изображения видов Петербурга и рассказать о громадах Петербургских улиц с плотными рядами домов, о необыкновенно красивых и строгих архитектурных ансамблях, о сумрачно-торжественном характере этого города. Невский проспект времён Пушкина, Адмиралтейство, Летний сад, Ростральные колонны, мосты через Мойку и Фонтанку, всё это дети должны воочию увидеть на фотографиях, открытках. Перечитывая отрывок, учащиеся осознают, какие виды Петербурга рисует поэт, всматриваются в них. Стараются соотнести пушкинские картины с фотографиями. Перечитав и прокомментировав текст, предлагаю детям посмотреть, как рисуется облик прекрасного города. Дети выбирают нужные детали: строгий, стройный вид; Невы державное теченье, береговой её гранит; спящие громады пустынных улиц. Эти детали хорошо сопоставить с репродукциями, подчёркивая степень их точности. Петербург – жемчужина, город, где учтено всё: и характер рельефа местности, и климат, и освещение. Это город, где природа и архитектура слились в гармоничном единстве. А есть ли гармония природы и архитектуры в стихотворении Пушкина? Предлагаю детям выяснить это, сопоставить пейзажные детали, рисующие город, с деталями, рисующими природу. Это сопоставление осуществляется в ходе выборочного чтения. Ответы фиксирую на доске: Природа. Невы державное теченье… …задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск бесшумный… И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря, сменить другую Спешит, дав ночи полчаса… Город. …Строгий, стройный вид… Береговой её гранит… …оград узор чугунный… и ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла… Такое сопоставление помогает воочию убедиться в гармонии природы и города. Природа словно вобрала в себя город, слилась с ним. Державной Неве пристало торжественное одеяние из гранита и чугунного кружева. На фоне низкого бледного неба по-особому светло смотрится Адмиралтейская игла. Неяркость северных красок не мешает любоваться великолепием архитектурных ансамблей. Поэту удаётся выразить свою любовь к городу. Ещё раз перечитывая отрывок, дети увидят, что слово люблю повторяется два раза, что всё стихотворение – это обращение к любимому городу, признание в любви к нему и восхищение тем, что поэт в нём любит. Так откровенно и полно чувство любви. Пожалуй. Было выражено только в пушкинской «Осени». Дети должны постараться выразить чувства поэта, обучаясь выразительному чтению отрывка.
|