Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарная работа на уроках литературы.
Развитие речи ребенка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, с работы над воспитанием его познавательных интересов. Процесс накапливания этих представлений и впечатлений (если он правильно организован) сопровождается тем, что ребенок начинает испытывать потребность в словах, которыми можно обозначить (назвать) наблюдаемые им предметы и явления, потребность речевых средствах, которыми можно наиболее адекватно эти явления и впечатления описать, осмыслить для себя и рассказать о них другим. Задача учителя заключается в том, чтобы дать эти речевые средства ребенку. Основное внимание учащихся в процессе этой работы должно быть сосредоточено на вопросе о том, как, какими словами, какими речевыми средствами лучше рассказать о полученных впечатлениях, как лучше выразить свое отношение к ним. Необходимо, чтобы дети понимали, что в языке есть множество слов, которые на первый взгляд кажутся равнозначащими, в действительности же одно из них не всегда может заменить другое. Понятие «смелый», например, может иметь множество оттенков, выражающихся в разных, не всегда заменяющих друг друга словах: храбрый, неустрашимый, доблестный, мужественный, отважный, решительный, и нужно уметь выбрать то или иное значение слова в контексте. Знания и представления младшего школьника выходят далеко за пределы окружающих его предметов. На уроках чтения, природоведения дети читают рассказы о вещах, людях, странах, которые они никогда не видели. Их знания расширяются, у них возникают новые представления, новые интересы, новые вопросы. Особенно это относится к рассказам, сказкам, в которых герои сталкиваются с определенными трудностями, с непонятными явлениями и ищут их объяснения, «заражают» своими поисками детей. Особенно отчетливо это обнаруживается, когда герой произведения нравится детям, вызывает у них сочувствие, тогда они «включаются» в его поиски и вместе с ним ищут ответы на возникающие перед ним вопросы, вместе с ним стремятся объяснить непонятное. Наблюдения показывают, что такая работа учащихся над текстами стимулирует их высказывания, делает их речь более мотивированной, самостоятельной, эмоциональной. Возникший у учащихся познавательный интерес к читаемому тексту необходимо использовать также для развития их эстетического вкуса, для привлечения их внимания к красоте языка и стиля писателя, к описаниям природы, к описаниям человеческих поступков, переживаний, мыслей. Необходимо работать с ними над формой художественного произведения, над его языком. Предметом анализа и оценки на уроках чтения должно быть не только то, что сказал учащийся, но и то, как, в какой форме он выразил свою мысль, насколько удачны слова, которые он подобрал, правильно ли построил предложения. Постоянное внимание к устным высказываниям учащихся, систематический разбор этих высказываний по определенным, достаточно понятным для учащихся критериям, систематические требования учителя к соблюдению учащимися режима устной речи воспитывают у них внимание к слову, постоянный контроль над своей собственной речью и речью товарищей. Таким образом, огромную роль во всей работе над развитием устной речи учащихся играет формирование у них сознательного отношения к языку: к языку писателей, произведения которых они изучают, к языку собственных высказываний, рассказов, пересказов, сообщений. Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа. Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне. Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путем специальных упражнений. Для ученика начальных классов — это большое достижение, ибо через слово создается образ, реализуется основная мысль произведения. В отличие от уроков грамматики, на уроках чтения воспитывается внимание не столько к грамматической, сколько к лексической стороне слова. И прежде всего объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов. Научить детей старших начальных классов различать оттенки значений слов, их образность — важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость. От качества произведений, читаемых на уроках объяснительного чтения, их идейной, эмоциональной стороны к языка зависит характер лексических упражнений, отбираемых для работы с детьми. Художественные тексты вырабатывают вкус к языку, чутье к слову. И чем выше произведение по своим качествам, тем большее влияние оказывает оно на речь школьника, ибо по-настоящему художественное произведение глубоко затрагивает чувства детей, побуждает к активной работе их мышление и речь. Учащиеся начальных классов практически знакомятся с основными и литературными жанрами. Богатство поэтического языка стихотворений, метких и образных выражений, басен, точность, лаконичность делового языка, нередко содержащего терминологию, — все наше лексическое богатство должно быть доведено до сознания детей уже в младшем школьном возрасте. Вместе с тем работа над словом в процессе чтения текста воспитывает внимание детей не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова. Работа над значением слова проводится и на научно-популярных текстах и при чтении художественных произведений, дающих через художественные образы, через изображение событий представление или понятие о явлениях жизни. В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной живой речи. Отбор словаря для изучения и включения в речь учащихся зависит от того, какие знания должен получить ученик в связи с данной темой. Выбор слова для объяснения зависит от характера контекста, его общего содержания, ибо следует определить, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает вскрыть основную мысль произведения, объяснить или охарактеризовать те или иные поступки героя. Таким образом, в содержание словарной работы на уроках чтения включается: 1) обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий; 2) уточнение значения известных слов путем непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом; 3) расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст; 4) изучение путем наблюдения над словом в тексте его стилистической роли и основных лексических категорий; 1 5) работа над образными средствами языка в тексте; 6) употребление слов учащимися в связной речи, осознание их смысловых и грамматических связей. Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребенка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете. Знания, получаемые учеником из книги, не должны быть вербальными. Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребенка; в свою очередь чувственные восприятия, образы должны иметь рациональную основу, иначе они будут бедны, односторонни. Чувственный опыт ребенка необходимо обогащать путем наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности. Неясные представления и понятия можно конкретизировать путем выяснения содержания понятий или представлений. Как показал опыт, в начальной школе на уроках чтения в целях обогащения словаря детей должны использоваться следующие группы речевых упражнений: 1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. 2. Упражнения с использованием логических приемов, раскрывающих содержание слов и понятий. 3. Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.). 4. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка.
|