Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика упражнений для переходного этапа групповой динамики
Группа на переходном этапе проходит три стадии: первая стадия — открытый конфликт, вторая — истощение конфликта, третья — выход из конфликта. Группа входит в стадию открытого конфликта тогда, когда получает самостоятельность от тренера как от формального руководителя. Чтобы это произошло на самом деле, группе необходимо дать возможность самостоятельно справиться с каким-либо заданием. Тренеру при этом необходимо быть в роли наблюдателя, это позволит ему увеличить самостоятельность группы и спровоцировать ее на соотнесение целей каждого участника группы с общими целями всей группы. Упражнение «Обсуждение групповых правил» является пусковым для работы группы на переходном этапе. Членам группы предлагается обобщить сформированные групповые правила и нормы поведения. Окончательно принятые всеми правила и нормы поведения тренер просит записать. Упражнение считается выполненным, если вся группа сформулировала набор норм и правил своего поведения, записала их, и в группе нет участника, который был бы против какого-либо из написанных правил. Во время упражнения тренер от работы устраняется и не принимает участие в формировании правил группы. Это важно, так как он освобождает место для неформальных лидеров, не входит с ними в конфликт за власть. Во время конфликта группа постоянно уходит от целей упражнения и решает вопросы взаимоотношений и лидерства внутри группы. Каждый пытается выдвинуть свою цель и сделать ее общегрупповой. Особенно ярко это проявляется у лидеров. Если группа пытается ввести формальную цель и проголосовать за нее, то большинством это не принимается, так как не решает проблем взаимоотношений. Во время выполнения подобных упражнений важно, чтобы как можно больше членов группы вовлеклось в выяснение личных взаимоотношений между собой. Тренеру необходимо выбрать момент, когда большинство в группе открыто проговорили свои позиции по отношению друг к другу и конфликт начал переходить в стадию истощения. Как правило, показателем этого служит повторение форм поведения в группе, которое уже начинают замечать и члены группы. При этом может возникнуть тупиковое состояние, при котором группа отказывается выполнять упражнение. Может быть и другое поведение, когда члены группы заканчивают выполнение упражнения формально. В это время тренеру необходимо вмешаться в ход событий и перейти к анализу чувств и того, что происходило в группе в целом. Анализ должны проводить сами члены группы, а не тренер.
|