Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тарифы и международные торговые ограничения.
Антидемпинговые правила, таможенные тарифы, доли и квоты, защищающие свои национальные рынки и поддерживающие местных производителей, создают дополнительные барьеры. Для определения затрат, необходимых для вхождения в рынок, потребуется рассчитать инвестиции по каждому из перечисленных факторов Iнk и общие суммарные вложения Iн = Оценку силы входных барьеров оценивают с помощью следующих коэффициентов:
Сила входного барьера = Сила защитной реакции фирмы = Рентабельность инвестиций = Эффективность защиты конкурентных позиций =
I - инвестиции; V - объем продаж; P - ожидаемая прибыль; с - фирмы, существующие на рынке; н - новые фирмы.
Расчет затрат для существующих предприятий и потенциальных конкурентов выполняют с помощью данных таблицы 1.
Таблица 1. Расчет инвестиций для существующих предприятий и потенциальных конкурентов
При решении вопроса о вхождении в отрасль необходимо сравнить затраты, необходимые для вхождения, с размером желаемой прибыли, а так же оценить реакцию существующих конкурентов: пассивное или агрессивное поведение по защите рыночных позиций (использование ценовой войны, агрессивной рекламы, блокирование каналов сбыта). Индикаторами реакции являются: · склонность к лидерству, агрессии или подчинению; · положение существующих фирм конкурентов на рынке; · биография и опыт руководства: степень честолюбивых притязаний, профессиональные амбиции, скорость карьерного роста; · исторически сложившиеся приоритеты по отношению к НИОКР, рекламе, технологии и другим факторам конкуренции; · оценка руководством своего положения в выступлениях; · тип нанимаемых людей и применяемые способы поощрения исполнителей; · склонность к альянсам и стратегическому партнерству; На основе полученной информации строится профиль по наиболее крупным конкурентам, для оценки их реакции по защите своих позиций. Чем выше вероятность агрессивного поведения, тем ниже угроза усиления конкуренции в отрасли (2). Если действующие фирмы не склонны действовать агрессивно по защите своих позиций, то угроза появления новичков становится высокой, и они стремятся получить максимальную прибыль (3). Лучший тест на силу угрозы вхождения в рынок новых форм - ответ на вопрос о степени привлекательности отрасли с точки зрения получения в ней ожидаемой прибыли. Если ответ отрицательный - новичок не представляет угрозы (4), и наоборот (Рис. 3).
Рисунок 3. Оценка угрозы со стороны потенциальных конкурентов.
Выходные барьеры - совокупность факторов, препятствующих выходу фирмы из отрасли. Их наличие может быть критичным для обеспечения долгосрочной прибыльности. Выходные барьеры включают: - необходимость списания инвестиций; - нежелание потерять имидж; - честолюбие высшего менеджмента; - вмешательство правительства; - затраты на ликвидацию предприятия; - давление профсоюзов; - угроза потери конкурентоспособности из-за издержек, которые должны быть отнесены на другие виды продукции при прекращении выпуска прежней продукции; - давление поставщиков и покупателей. Выходные барьеры вынуждают предприятие продолжать функционировать в отрасли с низкой рентабельностью или низким доходом на капитал (1). При анализе силы выходных барьеров используют показатели ликвидности и рентабельности инвестиций, затрат на прекращение деятельности в данной отрасли. Один из важнейших вопросов анализа конкурентной среды - оценка уровня маневренности (условий, при которых фирме следует уходить из отрасли). Ориентир для этого - соотношение средних затрат и цены. При низкой вариации цен на товарную группу (высоком ценовом давлении Кцд®0) фирме целесообразно оставаться в отрасли до тех пор, пока цена превышает долгосрочные средние затраты. В краткосрочном периоде фирма связана постоянными затратами и вынуждена продолжать производство до тех пор, пока цена превышает краткосрочные переменные затраты. Границы маневренности фирмы в отрасли определяются: · в краткосрочном периоде - средними переменными затратами; · в долгосрочном периоде - средними затратами. Вид зависимости средних долгосрочных затрат от эффекта масштаба определяется типом рынка. Для рынков с большим числом участников - эффект масштаба становится отрицательным уже при сравнительно малом объеме выпуска. Кривая затрат имеет U-образную форму. Это свидетельствует о низкой маневренности фирм на рынке монополистической конкуренции в долгосрочной перспективе. Особенность этого рынка - низкие входные барьеры и низкие риски вложения инвестиций при вхождении в рынок. При олигополии эффект достигается при более широком диапазоне варьирования объема выпуска. Кривая долгосрочных средних затрат имеет L-образную форму. Это повышает маневренность фирмы в отрасли и увеличивает затраты при уходе с рынка в силу высоких выходных барьеров (Рис. 4).
|