Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 10.
Тема: Обзор существительных 1 и 2 склонений
Введение в клиническую терминологию. Словообразование в клинической
терминологии. Приставки и суффиксы.
Задание 1. Заучите следующие слова
Существительные 1 склонения
| Существительные 2 склонения
| ampulla, ae, f - ампула
aperturа, ae, f – апертура, отверстие
cellula, ae, f – клетка, ячейка (гр. cyto-)
fibra, ae, f - волокно
gingiva, ae, f - десна
glandula, ae, f – железа (греч. aden-)
retina, ae, f - сетчатка
palpebra, ae, f – веко (греч. blephar-)
plica, ae, f - складка
papilla, ae, f - сосочек
| alveolus, i, m - альвеола
bulbus, i, m - яблоко
bulbus oculi (b. oculi) – глазное яблоко
carpus, i, m - запястье
folium, i, n - лист
gyrus, i, m - извилина
metacarpus, i, m - пясть
nucleus, i, m - ядро
ramus, i, m - ветвь
spatium, i, n – пространство, промежуток
supercilium, i, n - бровь
|
Пнилагательные 1-2 склонения
| Прилагательные III скл. (гласный тип)
| aсcessorius, a, um – дополнительный, придаточный, добавочный
cavernosus, a, um - пещеристый
fibrosus, a, um - фиброзный
flavus, a, um - желтый
gastricus, a, um - желудочный
glutaeus, a, um - ягодичный
hepaticus, a, um - печеночный
lymphaticus, a, um - лимфатический
mucosus, a, um - слизистый
oesophageus, a, um - пищеводный
pelvinus, a, um - тазовый
proprius, a, um – собственный
subcutaneus, a, um - подкожный
| brevis, e - короткий
communis, e - общий
corticalis, e - корковый
lumbalis, e – поясничный
pectoralis, e - грудной
pulmonalis, e – легочный
radialis, e – лучевой, радиальный
spinalis, e - спинной
superficialis, e - поверхностный
ulnaris, e - локтевой
|
Задание 2. Постройте контрольные термины 1-15 (стр.65 «Основы медицинской термино- логии в курсе латинского языка»).
Мы приступили к изучению нового раздела программы «Словообразование в клинической терминологии».
Задание 3. Составьте конспект темы «Структура клинического термина» (в специальной тетради) по учебному пособию «Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка» стр.135-137.
Задание 4. Проработайте занятие 1 соответствующего раздела (стр.142-146) по тому же учебному пособию. Составьте таблицу «Латинские и греческие приставки по следующему образцу:
Приставка
| Значение
| Пример
| a, ab
intra-
| от, удаление
внутри-
| abducens - отводящий
intramuscularis - внутримышечный
|
Задание 5. Проработайте занятие 2 соответствующего раздела пособия (стр.146-149),
Составьте таблицу «Суффиксы» по следующему образцу:
Суффикс
| Значение
| Пример
| -cul
-ul-
-ol
-ell
| Уменьшительный
-
-
-
| tuber cu lum - бугорок
gland ul a - желёзка
fove ol a - ямка
lam ell a - пластинка
|
ЗАНЯТИЕ 11.
ТЕМА: 1) Структура анатомических терминов.
2) Введение в клиническую терминологию.
Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:
I с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х
comissura, ae, f - спайка
glandula, ae, f – железа (греч. aden-)
medulla, ae, f – мозговое вещество, мозг
m. (medulla) oblongata – продолговатый
мозг
medulla ossium – костный мозг (досл. «мозг костей» - Gen. Pl.) (греч. osteomyel-)
medulla spinalis – спинной мозг (гр.myel)
| trachea, ae, f – трахея (дыхательное горло)
vagina, ae, f - влагалище (гр. colpo-)
valvula, ae, f - заслонка
vesica, ae, f - пузырь
vesica fellea, ae, f – желчный пузырь (греч. cholecyst-)
vesica urinaria, ae, f – мочевой пузырь (греч. cyst-)
|
II с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х
atrium, i, n - предсердие
bronchus, i, m - бронх
lobus, i, m - доля
lumbus, i, m - поясница
| nodulus, i, m - узелок
stratum, i, n - слой
thalamus, i, m – зрительный бугор
thymus, i, m – вилочковая железа
|
IV с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х
abscessus, us, m – гнойник, абсцесс, нарыв
recessus, us, m - углубление, карман
| sensus, us, m - чувство
tractus, us, m - путь, тракт
|
П р и л а г а т е л ь н ы е I – II с к л о н е н и я
a) cardiacus, a, um - сердечный
hepaticus, a, um - печеночный
membranaceus, a, um - перепончатый
oblongatus, a, um - продолговатый
opticus, a, um – зрительный
peronaeus, a, um (=fibularis)- малоберцовый
sanguineus, a, um - кровеносный
spurius, a, um - ложный
sympaticus, a, um - симпатический
synovialis, e - синовиальный
urinarius, a, um - мочевой
| b) acutus, a, um - острый
anatomicus, a, um - анатомический
benignus, a, um - доброкачественный
chronicus, a, um – хронический
diffusus, a, um - диффузный (разлитой)
lymphaticus, a, um - лимфатический
malignus, a, um - злокачественный
purulentus, a, um - гнойный
subacutus, a, um - подострый
toxicus, a, um - токсический
| П р и л а г а т е л ь н ы е III с к л о н е н и я (гласного типа)
a) analis, e - анальный, прямокишечный
biliaris, e - желчный
cerebellaris, e - мозжечковый
intermuscularis, e - межмышечный
medullaris, e - мозговой
paranasalis, e - околоносовой
semilunaris, e - полулунный
| b) clinicalis, e - клинический
infantilis, e - детский
juvenilis, e - юношеский
senilis, e - старческий
|
Задание 2. Приступайте к построению контрольных терминов к III ЦКР (с 16 по 30)
2 ) В плане изучения темы «Словообразование в клинической терминологии» начните составление таблицы N 3 «Греко-латинские дублеты» по следующему образцу:
Греческий корень, начальный терминоэлемент
| Латинское дублетное обозначение
| Значение (перевод)
| Пример термина с данным корнем
| -osteo
| оs, ossis, n
| кость
| Osteologia – раздел анатомии, изучающий костную систему
|
Задание 3. Выпишите из сводной таблицы на стр 137-139 и внесите в свою таблицу N 3 следующие греческие корни и их латинские дублеты:
arthr- gloss-
cephal- (kephal-) -genia
cheir-, chir- gnatho-
cardi- oste-
cheil- podo-
odont- rhin-
encephal- stetho-, thorac-
gon- stoma-, stomato-
somat- urano-
В продолжение изучения новой темы начните составление таблицы N 4 «Конечные терминоэлементы» по следующему образцу:
Греческий корень
| Значение (перевод)
| Пример
| -algia
| боль
| Cardialgia – боль в области сердца
| Задание4. Выпишите из сводной таблицы на стр 140-141 и включите в свою учебную таблицу N4 следующие греческие корни:
Боль, болезненная чувствительность
Запись, регистрация (процесс)
Описание, изображение (результат)
Наука, учение
Измерение
Заболевание, страдание; чувство
Исследование, инструментальный осмотр
Лечение, способ лечения.
Задание 5. Проработайте материал занятия 3 на стр.149-150. Выполните письменно в специальной тетради упр.3-5. Подберите из упражнений примеры для занесения в таблицы NN 3 и 4.
ЗАУЧИТЕ словообразовательные элементы вместе с примерами
|