Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки словосочетания.






Практическая работа № 11

Тема: «Стилистика словосочетания».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов о словосочетаниях; отмечать смыс-

ловые и стилистические различия предложных и беспредложных конструкций; разви-

вать способность быстро находить и редактировать ошибки в управлении, связанные с

употреблением синонимов и предложных конструкций.

 

Ход работы

 

1. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по

предложенным моделям.

2. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Отметьте смысловые и стилистические разли-

чия предложных и беспредложных конструкций.

3. Укажите ошибки в употреблении предложных и беспредложных конструкций.

4. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

5. Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти

ошибки? Исправьте предложения.

6. Укажите ошибки в употреблении предложных конструкций и запишите их в исправленном

виде.

7. Отредактируйте предложения.

Литература: 1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. – М., 1988.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

Словари

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1992.

2. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник для

работников печати. – М.: Изд-во «Книга», 1986.

 

Методические указания

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: словосоче-тание как синтаксическая единица; распространенные грамматические ошибки в текстах доку-ментов; синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций; ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова; ошибки в управлении при синонимах.

Во время изучения темы студенты должны знать: определения «словосочетание», «со-четание слов», «синкретизм смысловых отношений»; признаки словосочетания; классифика-цию словосочетаний; виды и способы связи словосочетаний.

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: составлять словосочета-ния с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям; вы-бирать падежные формы, отмечая смысловые и стилистические различия предложных и бес-предложных конструкций, учитывая ошибки в их употреблении; исправить грамматические ошибки в употреблении словосочетаний.

 

Вопросы для самопроверки

1. Словосочетание как синтаксическая единица.

2. Распространенные грамматические ошибки в текстах документов.

3. Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций.

4. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова.

5. Ошибки в управлении при синонимах.

1. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

 

2. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Отметьте смысловые и стилистические различия предложных и беспредложных конструкций.

1. Расчеты (структуры, по структуре) посевных площадей позволяют рассчитывать на получение дополнительных доходов.

2. В забеге (мужчин, для мужчин) на дистанцию 1500 метров были установлены два на-циональных рекорда.

3. В центре (управления, по управлению) операцией установлены новейшие приборы.

4. Началось строительство центра (отдыха и лечения, для отдыха и лечения) тружени-ков села.

5. Личного дела (студента Сергеева, на студента Сергеева) не оказалось на месте.

6. Был проведен конкурс (лучшей песни, на лучшую песню).

7. Труднодоступность – одно из главных препятствий (исследования, в исследовании) горных районов.

8. Доцент Денисов обратился к ректору с просьбой (пересмотра, о пересмотре) его

тарификации.

 

3. Укажите ошибки в употреблении предложных и беспредложных конструкций.

1. Указания администрации по передаче цеху автомашин выполнены.

2. Накладные по мясу оформлены по всем правилам.

3. Меры по дисциплине, предпринятые правлением, оказались весьма действенными.

4. Бригадир умело распоряжается с фондами шиферных покрытий.

5. Обсуждение о расширении посевов льна позволило выявить скрытые резервы.

6. Просим выделения дополнительного фонда бензина.

7. Просьба производства перерасчета поквартальных фондов была удовлетворена.

8. Командование воинской части пошло навстречу местной администрации в ее просьбе помощи по вывозке овощей.

9. Требование гр. Николаева перевода денег по месту жительства было выполнено.

10. Война усиливает тенденции инфляции.

11. Руководство потребовало доложить итоги работы.

 

4. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. Победители конкурса будут удостоены (звания, званием) лауреатов и дипломантов.

2. Обвиняемый не удостоил свидетелей обвинения (ни взгляда, ни ответа; ни взглядом, ни отве-

том).

3. Отдел службы (языка, языку) стал в газете постоянным.

4. Вся наша деятельность направлена на благо (воспитанников, воспитанникам).

5. Хочется предупредить (от ошибок, об ошибках), которые допускались на комбинате.

6. Руководство (производственной практики, производственной практикой) осуществляется штатными сотрудниками издательства.

7. Руководство (заводского профсоюзного комитета, заводским профсоюзным комитетом) из-бирается на конференции.

8. Дивизию направили в расположение командования (фронта, фронтом).

9. На смену (старых станков, старым станкам) приобретены новые.

 

5. Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения.

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание.

2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов.

3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин.

4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности.

5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях.

6. В Доме культуры состоялся семинар с механизаторами поселка.

7. Назовем основные показатели, за которые спорят спортсмены области.

8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответству-ющем проценте к месячному заработку.

9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды.

10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.

 

6. Укажите ошибки в употреблении предложных конструкций и запишите их в исправ-ленном виде.

Департамент по строительству, работа по ремонту по шиферу, реклама по России, договор по реализации продукции, решение по зарплате, сведения по тоннажу судна, дилер по Самаре, ведение делопроизводства по личному составу, предоставление услуг по отоплению, сведения на 147 фирм нашего города, база данных по клиентам, опись на изделия из алюминиевого профиля.

 

7. Отредактируйте предложения.

1. Прошу вас выслать нам для ознакомления расценки на приобретение оборудования.

2. Расходы произвести за счет средств, предусмотренных бюджетом.

3. При необходимости проверка продукции должна проводиться в соответствии с тех-ническими условиями на продукцию.

4. Перед сдачей объекта под охрану проверять, закрыты ли окна, форточки и двери.

5. Покупатель обязуется принять продукцию по количеству и по качеству в соответствии с требованиями инструкций.

6. При этом транспортные расходы по централизованной доставке относятся на предприятие.

7. Арендатор обязуется заключить все необходимые договора на страхование.

8. Разработать программу учета потребляемых средств на объектах здравоохранения, народного образования и на объектах культуры.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема: «Стилистика словосочетания».

 

План

 

1. Словосочетание как синтаксическая единица.

2. Распространенные грамматические ошибки в текстах документов.

3. Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций.

4. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова.

5. Ошибки в управлении при синонимах.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

 

Признаки словосочетания.

1) Словосочетание – это единица синтаксиса. Это определяет место словосочетания в системе языка. Это важно, так как относительно словосочетаний было высказано много предположений.

- Словосочетание – это основная, единственная единица синтаксиса (Фортунатов).

- Словосочетание нужно рассматривать на лексическом уровне, так как в словосочетании реализуется способность слова к соединению (валентные свойства).

- Словосочетание – это не единица синтаксиса, это только реализация валентных свойств слова.

- Было высказано предложение рассмотреть словосочетание на морфологическом уровне, так как большая роль принадлежит частям речи.

Однако утвердилось, что словосочетание – единица синтаксиса (многоаспектная единица).

2) Словосочетание – единица не коммуникативного, а номинативного плана. В.В. Вино-градов рассматривал словосочетание как «распространенное слово», то есть с его точки зрения, словосочетание является номинативной единицей и выполняет номинативную функцию.

Возражение: зачем в языке две номинативных единицы (слово и словосочетание)?

Современный взгляд: все конструкции языка могут выполнять номинативную функцию, но каждая из них имеет свою специфику.

 

Слово называет предметы
Словосочетание называет отношения между предметами
Простое предложение называет отдельные ситуации
Сложное предложение называет отношения между ситуациями

 

Итак, словосочетание – единица не коммуникативная плана. Оно выполняет коммуникативную функцию в структуре предложения.

3) Словосочетание состоит из двух или более знаменательных слов.

4) Словосочетание объединяет слова при помощи подчинительных средств связи.

Здесь нет единства между учеными. Вера Арсеньевна Белошапкова считает, что словосочетания могут быть объединены с помощью сочинительного способа связи (тогда однородные члены предложения – это словосочетание) и разграничивает подчинительные и сочинительные словосочетания. Однако большинство ученых рассматривают словосочетания только с подчинительными способами связи.

5) Синтаксема объединяет словосочетание, имеет определенное грамматическое значе-ние (смысловые отношения).

6) Словосочетание характеризуется нормативной лексико-семантической сочета-емостью. * читать…книгу

Словосочетание – это единица синтаксиса, не коммуникативного, а номинативного плана, образованная из двух и более знаменательных слов подчинительным способом связи, имеющая определенное грамматическое значение и нормативную лексико-семантическую сочетаемость.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал