Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько слов о черновике






Что следует учесть?

Предположим, вы выбрали такую тему:

«Я люблю, а значит, я живу» (Владимир Высоцкий)

Эту тему надо превратить в проблему:

Почему без любви жить невозможно? Почему жить – это значит любить?

И только потом формулировать тезисы и подбирать соответствующие им аргументы.

Или вы выбрали такую тему:

Ошибки прошлого года

Надо уметь выделять ключевые слова и видеть проблему!

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.Друнина). Здесь не о мужестве и героизме.

Какие проблемы в творчестве Лермонтова вам интересны? Не надо путать с сочинением на тему «Проблематика творчества Лермонтова».

Чем опасна свобода без ограничений? Здесь не о свободе в общем её смысле.

План сочинения

1. Вступление – определение и формулирование основной проблемы (не менее 5 предложений)

2. Главная часть – собственные тезисы (что я хочу сказать по поводу проблемы), аргументация; обдумывание структуры и композиции.

Старайтесь отделять тезис от доказательства!

3. Заключение

Несколько слов о черновике

Надо успеть переписать начисто – черновик не проверяется.

 

Инструкция для выпускников, которую вы увидите на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2, 5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

«Дом»

Вступление

Здесь следует сказать, что слово «дом» имеет несколько значений. Например, дом как жилище и дом как место, куда всегда тянет человека. Решите, какие аргументы вы выберите. Помните – у зайки избушка была лубяная, а у лисы ледяная? О подобных домах будете писать или о родных местах, которые мы всю жизнь держим в памяти? Разумеется, ваш выбор будет зависеть от той проблемы, которая содержится в сочинении.

Основная часть

Перейдите к тому «дому», который будет у вас в аргументах. Если вы пишете о доме, который крыша над головой, вспомните книги, в которых дома были счастьем, лучшим прибежищем для героя. Подумайте, как выстроить композицию своей работы.

Заключение

Подведите итоги. Скажите, какое значение для каждого из нас имеет дом, нужно ли его беречь, ухаживать за ним, сохранять память о нём.

Литература к теме «Дом»

1. Булгаков «Мастер и Маргарита»

2. Булгаков «Белая гвардия»

3. Солженицын «Матрёнин двор»

4. Толстой «Война и мир»

5. Гоголь «Мёртвые души»

6. Гоголь «Старосветские помещики»

7. Чехов «Вишнёвый сад»

8. Туве Янссон «Всё о Муми-троллях»

Норштейн «Снег на траве»

Дом – это я сам, человек. Это моё хозяйство, это крыша от невзгод.

БЕЗ МЕНЯ НАРОД НЕ ПОЛНЫЙ! ТАК ГОВОРИТ ЗАГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА ПЁТР САВЕЛЬИЧ.   Из рассказа «Старый механик» советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899— 1951). Цитируется как утверждение значимости каждого человека — как гражданина и личности.  

Дом – это то место, куда ты приходишь к семье. Это твои родители. Это тарелка горячих щей, когда ты накатался зимой на лыжах, замёрз и мама тебя согревает.

Дом – это мироздание. Это третий дом, куда ты должен войти, как бы тебе ни было хорошо и уютно в родительском доме. Это огромная сфера, которая без первого и второго дома не существует. И тебе предстоит создать собственный семейный дом, и прожить свою собственную жизнь, и вырастить своих детей, и стать им надёжным тёплым домом-опорой, и выпустить их в мироздание.

Так что наша жизнь – это три дома.

 

Норштейн «Снег на траве»

Мы вчетвером – папа, мама и мы с братом жили в маленькой тринадцатиметровой комнате большой коммунальной квартиры. Но клянусь, я бы не хотел поменять это моё детство на любое самое комфортное. Представьте себе комнату, в середине которой под потолком абажур, мама набрасывает большую скатерть на стол, скатерть взлетает и, надуваясь парусом, медленно, волнами, словно ловя воздушное равновесие, успокаивается, принимая форму стола.

Зимой в комнате на верёвках досушивалось принесённое с улицы бельё, распространяя морозную пряность. Пахнет хлебом, по воскресеньям маковым пирогом, бубликами. Папа за столом отхлёбывает горячий чай, почти кипяток, из тонкого стакана в подстаканнике и читает. Брат на скрипке разучивает гаммы, за окном зимняя ночная синева, а в комнате тепло от печки, я рисую, и кажется, что это навсегда. И то далёкое " навсегда" теперь длится твоей жизнью, а если повезёт, то и творчеством. Комната заполнена упражнениями Шуберта, Паганини, Листа, но самое острое впечатление оставило звучание грампластинок. Завораживал священный ящик - патефон, тяжёлая пластинка на диске, крупный план иглы, под которой кружится бесконечная струящаяся поляна пластинки. Никелированный звукосниматель мерно покачивается и сквозь шипение пластинки звучит еврейская песенка " Варенички" или синагогальное пение.

Звуки одушевляют и возвращают пространство той жизни. Та наша комната, та далёкая точка в глубине времени представляется мне музыкальным перекрёстком, где у каждого своя мелодия. Мы были вместе, каждый жил своей жизнью, но мы были сопричастны друг другу. Быть может, это и есть главный смысл бытия. Суть не в удаче, а в ежедневном интересе к каждой точке жизни, одна из которых может вспыхнуть открывшимся глубоким смыслом простых понятий. Суть в том, чтобы в сложных обстоятельствах считать себя виновным и ответственным за деяния, в которых сам не участвовал. Главное уметь отличить дурное от животворящего. Как бы мы не настаивали на словах «О вкусах не спорят», но время объединяет такие понятия правды и прекрасного, что мы можем указать на них пальцем, как на обобщённый смысл, и вкус здесь ни при чём. Может быть, прекрасное и есть правда. Главное – не обольщаться приманками, а прокладывать дорогу сквозь хитрости, предлагаемые тебе с добропорядочной улыбкой и ты, клюнувший на подделку, не заметил, как прошёл рядом с подлинником.

Прекрасное не только в колоннах Парфенона, но в каменной дороге, по которой идёшь, сбивая в кровь ноги, но ты чувствуешь всем существом дорогу и эта дорога к дому. Прекрасно не только прикосновение ладоней любимой к твоему лицу, но и подагрические пальцы твоей мамы, и хромая собака, и выцветшая на солнце, омытая дождями доска, и запылённая листва.

Я говорю сейчас и вам, и себе: мы счастливы, потому что мы в творчестве, мы живём в нём, будто продираемся сквозь терновник.

Мир заполнен многообразным опытом и ответа общего нет. И всё же, если ты держишь младенца на руках, ты испытываешь восторг, и смысл отрицательного опыта полезен хотя бы тем, что заранее заставляет тебя проникаться пронзительной печалью о судьбе твоего ребёнка, или друга, или просто близкого тебе. И если ты испытываешь горечь, грусть от предстоящей чьей-то судьбы, ты уже невольно участвуешь в мысли что есть нечто, ради чего стоит писать стихи, делать фильмы, сочинять музыку, жить, просто трудиться.

 

Гоголь «Старосветсткие помещики»

Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало

утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они

пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их,

скрыл в них какой-нибудь секрет, - но замечательно то, что каждая дверь

имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким

дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях,

издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что,

вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: " батюшки, я зябну! " Я

знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если

мне случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда мне вдруг так и

запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном

подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майскою темною ночью, глядящею из

сада, сквозь растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем,

обдающим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом и шорохом

ветвей... и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал