Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
в лабораторных условиях (камеральная работа). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Студенты, по разным причинам не прошедшие полевую практику, отрабатывают практику осенью в Музее археологии и этнографии ЯГУ на лабораторной обработке материала, найденного во время летних экспедиций. Для этих студентов индивидуально определяется график и сроки прохождения. Академические группы на каждом курсе в течении III семестра имеют различные расписания занятий, а приходят отрабатывать практику зачастую нерегулярно. В этой связи, учить каждого отдельного человека индивидуально правилам камеральной обработки материала руководителю практически невозможно. Очень много времени у руководителей отнимает именно разъяснение каждого шага такой специфической работы отдельно взятым студентам, тем более что качество работы существенно снижается, если человек не вполне представляет, чего от него требуются. Данная разработка призвана помочь студентам усвоить правила обращения с археологическим материалом, методы его обработки для последующей передачи на постоянное хранение в фонды музея, правила шифровки, нумерации, составления коллекционной описи и др. Обработку археологических материалов, добытых в экспедиции, необходимо проводить в несколько этапов: 1) Промывка; 2) Шифровка; 3) Нумерация; 4) Составление коллекционной описи. Руководителю камеральной обработкой в лаборатории желательно, вынув пакеты с материалом из ящиков, разделить их по группам, проверив наличие на пакетах исходных данных (название стоянки, индекс, год находки, номера раскопа, квадрата, сборов). Материалы с одной стоянки, поселения, могильника и др., если их много, лучше группировать по буквенным обозначениям раскопа. Группы лучше делать не совсем большие. Если материалы представлены подъёмными сборами и их не так много, то нужно группировать по географическому принципу. Материалы с одного археологического микрорайона лучше держать вместе. Затем, определённые группы материала выдаются студентам, проходящим практику на камеральной обработке. Это делается для того, чтобы, в случае, если материал выпадет из пакета при мытье, или будет потерян пакет, проще было определить его «адрес». Руководителю камеральной обработкой нужно помнить, что незашифрованный материал потеряет всякую научную ценность, если он будет безвозвратно отделён от своего пакета, коробки и т.д., т.к. на этом этапе камеральной обработки лишь на пакете указан его «адрес». Для этого необходимо руководить студентами более тесно. Руководителю нужно определить, какой материал стоит промывать, а какой нельзя. Нельзя мыть железные предметы, быстро подвергающиеся коррозии и ржавлению, что ведёт, соответственно, к их преждевременной утрате. Чистить железные предметы лучше мягкой щёткой. Хрупкие вещи также не стоит мыть. Первая задача, стоящая перед студентами, тщательно промыть артефакты, очистить их от посторонней грязи. Для этого руководителю практикой необходимо выделить студентам рабочее место и инструменты: ёмкости для воды, щётки, тряпки. Для мытья лучше подходят старые зубные щётки. Перед мытьём нужно объяснить студентам, как нужно обращаться с тем или иным археологическим материалом. Например, древнюю керамику лучше долго не мочить в воде и не применять для её промывки грубые щётки. Не стоит долго тереть щёткой внешнюю поверхность керамики, – она может рассыпаться. В любой керамике в составе теста имеется песок, поэтому керамику с большой примесью песка лучше щёткой не промывать вообще. Это крайне важно для керамики с техническим орнаментом, который зачастую очень слабо виден. Категорически запрещается мыть археологический материал над раковиной, во избежание его утери. Студенты должны знать, что каждый добытый в трудных полевых условиях материал, пусть даже очень мелкий и с виду невзрачный, важен для составления полевого отчёта. Основное правило при мытье археологического материала – это то, что помытые артефакты должны быть положены в свой пакет. В противном случае, никто не сможет чётко определить, из какого пакета какой артефакт был вынут. Второй этап камеральной обработки – это шифровка. Шифровка проводится при помощи чёрной туши и перьев. Студентам необходимо выделить рабочее место, выдать тушь и перья. Рабочий стол не должен быть загромождён посторонними предметами или бумагами. Лучше будет, если стол будет накрыт ватманом или калькой. Тушь для удобства лучше перелить в несколько небольших неглубоких ёмкостей. У каждого вида археологического материала есть свои особенности (шершавость, гладкость, впитываемость, прочность и т.д.), поэтому руководителю практики следует разъяснить студентам правила этой работы. Во-первых, шифр не должен быть большим и слишком жирным. Во-вторых, он не должен портить общий вид артефакта. Очень часто студенты, в зависимости от величины предмета, шифруют его по всей длине. Ясно, что на мелком предмете шифр займет весь его периметр, но на крупных вещах шифр должен быть небольшим. Шифр должен содержать самые основные сведения о том, где, когда и в каких условиях был найден этот предмет. Это своего рода «паспорт» материала. Даже, если по каким-либо причинам артефакт будет изъят из коробки или пакета на длительное время (для экспозиции, работы и т.д.), можно легко определить из какой археологической коллекции он происходит. Руководителю нужно объяснить каждому студенту, какой шифр писать. На пакете обычно содержатся данные о названии стоянки, год экспедиции, точное место находки. Наиболее важная информация – это название стоянки. В случае если имеется несколько объектов с одним названием, но разным числовым кодом, то числовой код также важен. Название объекта при шифровке обычно сокращается. Например, поселение «Вилюйское шоссе» можно сократить как «ВШ», стоянка «Владимировка» – как «Влад» или «Вл», в крайнем случае – «В». Уменьшение шифра допускается в случае, если сам артефакт имеет небольшой размер. Год находки имеет большое значение, но если приходиться выбирать, что написать, то, в случае если находка происходит из раскопа, год можно опустить, но вписать номер квадрата. Ниже приводятся примеры шифровки по мере уменьшения размера шифруемого предмета.
Некоторые артефакты, собираемые при раскопках, имеют не столь большую ценность как, например, готовые орудия труда, фрагменты керамики. В основном, это мелкие фрагменты костей и мелкие кремнёвые чешуйки ретуши и осколки. Допускается не шифровать эти предметы, а надёжно завернуть их в отдельный пакет, на котором написать, что именно в нем содержится и указать их количество. Такие артефакты важны при написании отчёта для полной картины исследованного объекта и должны быть включены в коллекционную опись. Особо тщательно следует шифровать керамику. Керамика хорошо впитывает тушь, при этом отмыть шифр с неё бывает очень трудно, не повредив внешний слой, особенно если это керамика имеет большую примесь песка. Такая керамика, зачастую, имеет плохую сохранность и от мытья начинает быстро рассыпаться. Поэтому фрагменты керамики нужно шифровать аккуратно, не допуская ошибок и помарок, захватывая при этом как можно меньше поверхности. Не допускается ставить шифр на внешней (лицевой) стороне керамики, т.к. это портит её внешний вид. Особенно это относится к керамике с техническим декором или художественным орнаментом. При составлении научных отчётов часто приходится фотографировать археологический материал, а шифр, находящийся на внешней стороне, портит общий вид фотографии. Шифр ставится на внутренней стороне керамики, а если фрагмент мелкий и места для шифра мало, то можно писать на изломе фрагмента. Как правило, внутренняя сторона даже мелкого фрагмента керамики имеет вогнутый профиль, поэтому её довольно легко определить. Если керамика имеет чёрную поверхность, то обычно накладывается грунт белого цвета при помощи штриха, на который, после его подсыхания, наносится шифр. Такой же принцип шифровки применим к каменному и костяному инвентарю. Шифр лучше ставить на брюшке отщепов, пластин, на «некрасивой» стороне орудий, на боковой стороне, если это возможно. Шифр, нанесённый тушью на гладкие и твёрдые предметы, изготовленные, например, из кремня, стекла, фарфора, очень часто (при взаимодействии с влажной средой, например, от пальцев рук) расплывается или же стирается, поэтому допускается покрытие его тонким слоем смолы ПМБА или прозрачного клея БФ. При этом не стоит полностью макать артефакт в раствор, чтобы не испортить его внешний вид. Третий этап камеральной обработки материала – это его нумерация. Каждый артефакт, поступающий на хранение в музей, перед его описанием, должен получить порядковый номер. Весь материал с археологического памятника, найденный в один полевой сезон, должен иметь сквозную нумерацию. От правильной нумерации, её продуманности, во многом зависит эффективность составления коллекционной описи. Произвольная нумерация сильно затрудняет составление описи археологических коллекций. После разъяснения задачи такой работы, каждому студенту выдаётся коллекция археологического материала одного памятника, найденная в один год. Внутри коллекции должен быть чёткий порядок нумерации. Сначала, например, нумеруются подъёмные материалы, затем материалы из шурфов, раскопов, причём порядок нумерации должен быть связан с порядком квадратной сетки того же раскопа. Нумерация начинается с квадрата А-1, затем А-2 и далее, после чего Б-1, Б-2 и так до конца. Внутри каждого пакета или коробки необходимо распределить артефакты по их назначению и исходному сырью. Например, сначала нумеруется керамика, причём желательно разделить фрагменты по характеру технического декора, а также на основе принадлежности к тому или иному сосуду, к той или иной археологической культуре. Фрагменты венчиков лучше нумеровать в начале. Если следующая категория находок представлена каменным инвентарём, то здесь также необходимо разделить материал и нумеровать их по такому, например, порядку: каменные орудия (разделяя на виды и типы), нуклеусы, затем кремнёвые отщепы, осколки (от крупных к мелким), пластины (разделяя на ножевидные и ребристые), пластинчатые сколы, желваки, расколотые гальки и всё что относится к заготовкам. После этого можно нумеровать костяной и металлический инвентарь по такому же принципу, как и каменный. Нумерация ставится сразу же под шифром, если место позволяет. Нужно обратить внимание, что есть «цифры – перевёртыши», под которыми лучше ставить точку (1, 6, 9, 66, 99 и т.д.). Часто бывает так, что материал из подъёмных сборов, например, или с одного квадрата, лежит в разных пакетах и коробках. В таком случае, если это не будет иметь значения для написания отчёта, желательно объединить материал по его категориям и назначению (керамика с керамикой, отщепы с отщепами и т.д.). Четвёртый этап камеральной обработки – составление коллекционной описи. Если учесть, что материал правильно пронумерован, то составить коллекционную опись будет не так сложно, но студентам в этом должен помочь разобраться опытный археолог. В археологии Якутии основной материал составляет каменный, костяной, металлический инвентарь и керамика. Есть виды каменных орудий и заготовок, которых довольно легко определить и классифицировать, если это не обломки. К таким вещам относятся отщепы, пластины, нуклеусы, наконечники стрел, абразивы, скребки, скобели и многое другое, но даже среди таких категорий инвентаря часто встречаются изделия нетипичных форм, которых бывает довольно трудно отнести к какому-либо виду орудий или заготовок. Здесь, естественно, студентам, при описании этих изделий, нужно советоваться с руководителем практики. Важно помнить то, что угол лезвия режущих орудий не превышает обычно 45°, а угол лезвия скребущих орудия обычно находится в промежутке от 45 до 90°. При описании всех видов каменных орудий принципиально важно указать форму изделия, породу и цвет камня, характер ретуши, длину и ширину (размеры). У скребков, кроме того, нужно также измерить ширину и высоту лезвий, у резчиков – длину лезвий, у резцов – длину резцовых сколов, у скобелей – глубину лезвий, у абразивов – длину и глубину желобков. Для наконечников стрел существует разделение на острие, основание, края, насад (черешок), жальца. Особенностью описания многофасеточных резцов является указание, кроме общих характеристик, длины лезвия, длины и формы корпуса, толщины, количества резцовых сколов. При описании нуклеусов нужно указать также форму и размеры ударной площадки, количество пластинчатых снятий. При определении характера ретуши нужно также указывать её направление, для чего важно определиться с элементами исходной заготовки. Для определения морфологии любых сколов-заготовок мы пользуемся следующими терминами: верх (синоним проксимал), середина (медиал), низ (дистал), спинка (дорсал), брюшко (вентрал). Верхней частью пластины, например, называется часть пластины, к которой прилежит рудимент ударной площадки, брюшком – поверхность, на которой находится ударный бугорок. Костяные и металлические изделия нужно описывать так же, как и каменные, указав материал, из которого они были сделаны, форму, размеры и сохранность. Если на этих предметах имеется орнамент, то его необходимо как можно более полно описать. На археологических памятниках Якутии, относящихся к каменному веку и эпохе палеометаллов, наиболее массовый материал составляют обычно отходы каменного производства в виде кварцитовых, кремнёвых отщепов, осколков, чешуек, пластин, которые сами по себе, зачастую являлись исходными заготовками, из которых древний человек изготовлял орудия труда. Каждый отдельный отщеп или осколок кремня описывать довольно трудоёмко, да и не нужно. Поэтому, в описи отщепы и осколки описываются группами, разделяемыми лишь по их размерам (крупные, средние, мелкие). У разных археологов принята разная метрика деления отщепов и осколков по размерам. Это зависит от региона, из которого происходят эти артефакты. В районах, где рядом находятся выходы коренных пород, богатых, например, кремнем хорошего качества, отщепы и осколки на стоянках встречаются, в основном, крупные. В районе, где таких месторождений нет, встречаются преимущественно мелкие осколки и отщепы. Для археологических памятников Центральной Якутии, где кремень не всегда имел хорошее качество, мы пользуемся такой метрической шкалой, где к мелким относятся экземпляры, имеющие длину и ширину до 1, 5 см, к средним – имеющие длину и ширину до 2, 5 см, к крупным – превышающие в длину и ширину 2, 5 см. На памятниках Олёкмы, например, лучше пользоваться шкалой, где к мелким относятся экземпляры, имеющие длину и ширину до 3 см, к средним – до 5 см, к крупным – превышающие в длину и ширину 5 см. Кроме отщепов, встречаются так называемые чешуйки ретуши – мелкие вторичные отщепы, полученные в ходе ретушной обработки каменных изделий. Чешуйки ретуши не превышают в длину и ширину 0, 5 см. Выделение из среды мелких отщепов чешуек ретуши имеет основу не только метрического деления по размерам, но и учёт чисто морфологических признаков – обязательная плоскость чешуек. При описании пластин, выделяются микропластины, шириной до 0, 4 см и макропластины, шириной более 1 см. Пластины правильных форм принято называть ножевидными. К ребристым пластинам относят пластины, снятые с рёбер заготовок, оформленных сколами, направленными от ребра. Длина обломков пластин может не указываться, но должна обязательно указываться ширина. У целых экземпляров пластин необходимо указывать и длину и ширину, потому, что это даёт сведения о длине нуклеуса, с которого они были сняты. К микропластинам обычно относят экземпляры, не превышающие в ширину 0, 4 см. Кроме собственно пластин, выделяются пластинчатые сколы, отличающиеся неровными формами. К пластинчатым отщепам отнесены отщепы удлиненных форм, снятые не с готовых нуклеусов. От «классических» отщепов они отличаются своей продолговатостью, дающей сходство с пластинами. Описание керамики проводится по следующей схеме: 1) Орнамент (технический, художественный); 2) Цвет, окраска (снаружи, внутри и в изломе); 3) Состав глиняного теста; 4) Толщина черепков. Во-первых, необходимо определить технический декор керамики, а это даёт представление о принадлежности фрагмента к какой-либо археологической культуре. В Якутии встречаются следующие виды технического орнамента: сетчатая, шнуровая, вафельная, рубчатая. Кроме этого, в поздних культурах встречается гладкостенная керамика. Очень часто декор определить не удаётся из-за плохой сохранности образца. Такие фрагменты керамики имеют затёртую, заглаженную или неопределимую поверхность. Наиболее ранняя керамика – сетчатая. Её рифлёная поверхность обычно состоит из ямок и выпуклостей разной величины. Шнуровая керамика обычно имеет на поверхности отпечатки «витого шнура» разной величины. Вафельная керамика несёт на внешней поверхности отпечатки лопаточки в виде прямоугольников, квадратиков и ромбиков, напоминающие отпечатки на вафельных печеньях. Рубчатая керамика несёт на себе отпечатки в виде бороздок-рубцов, остававшихся от выколачивания сосуда колотушкой, украшенной продольными рубцами. Художественный орнамент на сосудах встречается разнообразный, поэтому необходимо описывать его, опираясь на разработанные типологии орнамента. На неолитической керамике Якутии, практически на любом сосуде, применялся декор в виде пояска сквозных отверстий, нанесённых сразу под бортиком. При описании можно указывать диаметр этих отверстий, а расстояние их друг от друга лучше высчитывать от центра отверстий. Расстояние отверстий от бортиков надо высчитывать от верхнего края дырочек до внешнего угла бортика. Цвет керамики даёт представление о характере её изготовления, обжига, условий залегания. При определении цвета лучше иметь определитель цветов, хотя специального определителя цветов для археологических целей нет. Тем не менее, часто цвет определяется субъективно. В большинстве случаев керамика имеет неоднородный окрас, поэтому приходится указывать основной цвет и его оттенок. Основной цвет принято писать в конце, а оттенок в начале сочетания. Например, «коричневато-серый», где основной цвет серый, а оттенок коричневатый. Если оба цвета имеют равное распределение (пятнами, полосами), то этот цвет будет обозначаться как «коричнево-серый». При определении цвета важно выделить основной («родной») цвет керамики, т.к. почва, в которой она залегала, имеет обыкновение окрашивать черепок. Бывает так, что минеральная краска, содержащаяся в почве, впитывается в керамику так глубоко, что она полностью теряет изначальный цвет. Поэтому особо важно определить цвет черепка в изломе. Описание состава керамики проводится первоначально простым визуальным осмотром. Нужно обратить внимание на плотность черепка, качество глиняно-песчаного раствора, присутствие минеральных или органических отощителей. Песок, обязательно добавляемый в керамику, имеет разный размер, что нужно указывать. По гранулометрической шкале различаются следующие виды песков: тонкозернистый, мелкозернистый, среднезернистый, крупнозернистый, грубозернистый. В целом, гранулы песка не превышают 1 мм в диаметре. В керамике часто встречаются минеральные отощители в виде дресвы, мелкообломочного материала или гравия, дроблёного кварцита и мелкой гальки. Дресва и гравий имеют размеры от 0, 1 см до 0, 5 см, дроблёный кварцит и мелкая галька – более 0, 5 см. Дресва обычно имеет окатанные края, а гравий – не окатанные, угловатые. Так же различаются мелкая галька и дроблёный кварцит. В геологии приняты несколько иные гранулометрические характеристики обломочных пород, но при изучении керамики лучше пользоваться указанными. В некоторой керамике встречается примесь шамота в виде небольших угловатых конкреций, различаемых в изломах черепков и на их поверхности и имеющих обычно несколько иной окрас. Под шамотом подразумеваются мелкораздробленные куски керамики или сухой глины. При описании толщины керамики нужно указывать минимальную и максимальную толщину фрагмента, а если это фрагмент венчика, то отдельно указывать толщина бортика.
|