![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условие Процесс Операции Результат ФормыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 3 Тема: Психологическая организация мышления в творческом процессе План 1. Проблема мышления в творческом процессе. Этапы ВПД (внутренний план действий), особенности развития. 2. Характеристика психологической организации творческого мышления. Сущность дискурсивного мышления. 3. Творческое мышление – психологический механизм познания. Психологические компоненты творческой деятельности взрослого. 4. Стадии детского творческого мышления. Условия успешного решения творческих задач.
Проблема мышления в творческом процессе. Этапы ВПД (внутренний план действий), особенности развития.
Творческое мышление – воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, нетрадиционный способ мышления. Творческое мышление имеет следующие особенности: (Д. Гилфорд) · оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна (Творческий человек всегда стремится найти свое собственное, отличное от других решение) · способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, применение на практике · образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все новые стороны объекта, скрытые от наблюдателя · семантическая спонтанная гибкость (сопоставление различных идей в неопределенной ситуации). Схема решения творческих мыслительных задач Условие Процесс Операции Результат Формы
ситуация обобщение умозаключение
Серьезным препятствием на пути творческому мышлению: 1. Склонность к конформизму (стремление быть похожим на других); 2. Боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях; 3. Страх ошибиться и страх критики; 4. Завышенная оценка собственных идей; 5. Высокий уровень тревожности; 6. Психическая и мышечная напряженность. Большой вклад в развитие психологии творчества внес Я.А. Пономарев. Он проводит экспериментальный анализ способностей действовать «в уме», анализ так называемого внутреннего плана действий (ВПД). Я.А. Пономарев анализирует психологические способности интеллекта и выделяет в умственном развитии ребенка, в развитии его внутреннего плана действий 5 различных этапов. Особенности развития ВПН этих этапов отражены в таблицах (показ).
|