![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика психологической организации творческого мышления. Сущность дискурсивного мышления.
Я.А. Пономарев описывает картину психологического механизма творчества, объясняет сущность его работы. Схему психологической организации творческого мышления он изображает в виде двух сфер, которые проникают одна в другую, проходя сквозь пять структурных уровней (показать схемы).
«Дискурсивное мышление – есть единство интуитивного и логического. Организация этого единства включает в себя плавно переходящие один в другой структурные уровни, представляющие собой этапы описанного выше развития (5 этапов). Данные структурные уровни превращаются в ситуациях творческих задач в функциональные ступени их решения». Нижний предел дискурсивного мышления (внешняя грань I сферы) – интуитивное мышление, за которым уже располагается сфера мышления животных. Его объекты – вещи, явления, изображенные людьми. Сам процесс интуитивного мышления не осознается человеком, а сливается с его продуктом. Интуитивное решение всегда выступает как неожиданное, как «озарение». На линии I структурного уровня находится основание треугольника, которое изображает субъективную (эмоциональную) оценку и субъективный контроль. Вершина данного треугольника расположена на линии 5-го структурного уровня. Верхний предел дискурсивного мышления (внешняя грань II-ой сферы) представляет собой логическое мышление. За этим пределом – область чисто логического мышления (мышления ЭВМ). К линии 5-го структурного уровня примыкает основание второго треугольника, которое изображает субъективный контроль и объективную оценку. Приведенная схема – путь решения творческой задачи, то есть, суть дискурсивного мышления - взаимодействие его элементов: возрастание роли интуитивного (неосознанного) по мере движения по структурным уровням вниз (с V-го на I-й) и возрастание роли логического (осознанного) по мере движения по структурным уровням вверх (с I-го на V-й). Именно такой путь - от логического к интуитивному структурному уровню, а затем от интуитивного вновь к логическому и проходит человеческая мысль в ходе решения задачи творческого характера. Я.А. Пономарев пишет, что начальная стадия творчества – попытка изменить готовую логическую программу. Когда это не удается, замысел оказывается неверным в силу неподтверждения субъективной логики практикой, человек обращается к интуиции, т.е. его мысль «опускается» на нижние структурные уровни, в сферу неосознанного и начинается процесс формирования интуитивной модели ситуации. Передача найденного решения людям связана с необходимостью логического оформления. Нетворческие задачи решаются преимущественно на V-м структурном уровне при помощи готовых логических программ. Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях.
3. Творческое мышление – психологический механизм познания. Психологические компоненты творческой деятельности взрослого. А.Э. Симановский в «Развитии творческого мышления» рассматривает особенности развития мышления у взрослых и детей. Так, им выделены психологические свойства (компоненты) мышления взрослого человека: · гибкость ума; · систематичность и последовательность мышления; · диалектичность; · готовность к риску и ответственности за принятое решение. Г и б к о с т ь у м а – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. С и с т е м а т и ч н о с т ь и п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь - управляет процессом творчества, все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы. Без систематичности и последовательности гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. Д и а л е к т и ч н о с т ь м ы ш л е н и я – способность открытия при соединении, казалось бы, несоединимого. Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек, может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения. Творчески мыслящий человек также нуждается в с п о с о б н о с т и р и с к о в а т ь и н е б о я т ь с я о т в е т с т в е н н о с т и за свое решение (старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей). Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разных группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его. Таким образом, перечисленные компонентытворческого мышления взрослого человека, являясь психологическим механизмом познания, обуславливают высокий уровень продуктивности его творческой деятельности.
|