![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование коммуникативной компетентности
Происходящие в социальной среде изменения привели к усложнению социально-психологических отношений людей, и в большей степени молодежи. Особые требования предъявляются к социальным работникам и практическим психологам в организации работы с молодежью. Их задачей является не только помощь молодым людям в решении личных проблем, но и помощь в формировании профессионального уровня молодых людей в различных сферах деятельности, постоянного совершенствования умений коммуникации в профессиональной сфере. Оказание помощи молодым людям в обучении и саморазвитии — не только путь достижения стратегических целей молодых людей, но и необходимое условие выживания молодежи в конкурентной среде. В сфере обучения молодых специалистов все более значительную роль приобретают активные методы практической психологии: тренинги, деловые игры, ситуативные задачи и тесты, позволяющие обеспечить связь обучения молодежи с практикой трудовой деятельности и формирования высокого уровня коммуникативной компетентности. Процесс социальных коммуникаций молодежи слишком важен, чтобы можно было пустить его на самотек, полагаться на интуицию или стихийность. Им можно управлять, направлять к конкретным результатам, понимать точку зрения партнера, влиять на отношения. Одним словом, в самых разнообразных областях те или иные цели могут быть достигнуты вполне или отчасти через посредство психотехник. И задача психологии молодежи состоит в том, чтобы показать, какие влияния необходимы для достижения желательного результата. Поэтому нужно подчеркнуть с совершенной определенностью, что психологическое исследование духовных свойств личности, на которую мы желаем воздействовать, никаким образом нельзя смешивать с теоретической работой в области психотехник социальных коммуникаций. Навыки социальных коммуникаций влияют не только на отношение молодых людей, но и могут серьезно улучшить результаты их деятельности. Умение наладить диалог, общаться с коллегами определяет будущее молодежи и общества. Приемы, навыки и умение социальных коммуникаций можно разложить на компоненты, затем собрать в систему, которая делает этот процесс более эффективным. Условно умения, необходимые для социальных коммуникаций, можно разделить на семь групп. 1. Речевые умения, связанные с овладением речевой длительностью и речевыми средствами общения: - умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль; - умение в речевых действиях достичь желаемой коммуникативной цели; - умение выражать основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т. д.); - умение говорить выразительно, включающее выбор правильного тона разговора, правильную синтагматичность речи, точность логического ударения, точную интонацию; - умение высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении, т. е. умение достигать смысловой целостности высказывания; - умение высказываться логично и связно; - умение высказываться продуктивно, т. е. содержательно; - умение говорить самостоятельно, которое проявляется и в умении выбрать стратегию выступления (речи), выработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы, посвященной речевой деятельности; - умение высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; - умение выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; - умение передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т. д. 2. Социально-психологические умения, связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний: - умение психологически верно и ситуативно обусловленно вступить в общение; - умение поддерживать общение, психологически стимулировать деятельность партнеров; - умение психологически верно определить «точку» завершения общения; - умение максимально использовать социально-психологическую характеристику коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; - умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; - умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; - умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; - умение овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; - умение «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению; - умение формировать социально-психологический настрой и управлять им в общении и т. д. 3. Психотехнические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования: - умение снять излишнее напряжение; - умение преодолевать психологические барьеры в общении; - умение мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; - умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения; - умение психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; - умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, паузы, ритм своего поведения; - умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи; - умение вести общение как толкование мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); - умение психологически распределять свои усилия в общении; - умение использовать эмоции как средство общения и т. д. 4. Умения использования в общении норм речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией: - умение использовать ситуативные нормы приветствия; - умение реализовать в общении ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; - умение в соответствии с ситуацией общения организовать знакомство с партнерами; - умение адекватно ситуации выразить просьбу; - умение высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т. д. 5. Умения использовать невербальные средства общения: - умение использовать паралингвистические средства общения (интонации, паузы, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, методика); - умение опираться в общении на экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты); - умение использовать кинетические средства общения (жест, мимика); - умение использовать проксемические средства общения (позы, движения, дистанции общения) и т. д. 6. Умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах социальных коммуникаций: - организационно-коммуникативных формах установления отношений; - организационно-коммуникативных формах планирования совместных действий; - конвенциальных организационно-коммуникативных формах; - оппозиционных организационно-коммуникативных формах; - формах ситуативного полилога; - коммуникативных формах дискуссии и полемики и т. д. 7. Умение общаться: - на уровне диалога с личностью и группой; - на уровне полилога с массой или группой; - на уровне межгруппового диалога и т. д. Формирование таких системно-интегративных умений и является основой психотехники.
Психотехника имеет следующие модификации: ■ релаксационные психотехники, позволяющие снять излишнее эмоционально-психологическое напряжение, выйти за рамки стереотипов общения; ■ адаптивные психотехники, дающие возможность адаптироваться к ситуации социальной коммуникации; ■ технические психотехники, предоставляющие возможность отработать конкретные психотехнические навыки в общении; ■ психотехнические импровизации создают ситуации для «проигрывания» коммуникативных ролей в различных формах общения; ■ экспресс-техники дают возможность оперативно проиграть коммуникативную ситуацию; ■ комплексные психотехники формируют возможность для личности целостной коммуникативно-игровой импровизации в рамках заданной игровой роли и через комплекс коммуникативных ситуаций; ■ ситуативно-ролевые психотехники социальных коммуникаций. Последние психотехники занимают основное место, ибо они позволяют проигрывать ситуации взаимодействий, связанные с конкретной коммуникативной деятельностью. Проигрывание ситуаций социальных коммуникаций воспроизводит модели реального взаимодействия. Осваивая эти модели воображений, субъект по сути осваивает возможную технику социального взаимодействия, а также ищет пути «коммуникативной импровизации» в рамках своей роли. Поле психотехник социальных коммуникаций включает: ■ борьбу мотивов достижения цели; ■ воспроизводство социальных и личностных переживаний; ■ апробацию индивидуальных психологических потенций; Психотехника как организационная основа социальных коммуникаций синтезирует: ■ диагностические функции коммуникативного обучения, т. е. дает информацию о том, на каком уровне коммуникативной компетенции находится человек; ■ прогностические функции — показывает направления, формирует задачи коммуникативного обучения; ■ поисково-исследовательские функции — исследует возможности и определяет пути формирования личностного стиля обучения; ■ экспериментальные функции — позволяет апробировать собственное «я» в разнообразных коммуникативных ролях и формах обучения; ■ проектировочные функции— дает возможность проектировать систему коммуникативных действий адекватно ситуациям общения и его целям.
Психотехника социальных коммуникаций выполняет задачу формирования коммуникативной компетентности. Среди психотехник социальных коммуникаций можно выделить следующие: 1. Психотехники навыков ролевого действия в общении. Целью использования психотехник является формирование (или закрепление) навыков ролевого исполнения целостного коммуникативного акта. Игровые ситуации общения моделируются таким образом, чтобы формировалась возможность отработки технических навыков управления коммуникативной дистанцией в общении. Коммуникативная дистанция в общении — это психологическое «расстояние» между субъектами общения. Коммуникативная дистанция указывает: ■ на характер взаимоотношений партнеров в общении; ■ на ситуационные роли, которые принимают участники общения; ■ на отношение к инициативе в общении; ■ на активность партнеров и их заинтересованность общением. Устанавливая коммуникативную дистанцию в общении, необходимо исходить: ■ из поиска оптимального психологического расстояния между партнерами, которое позволит максимально оказывать воздействие и в то же время эффективно реагировать на воздействие со стороны партнеров; ■ из необходимости создать благоприятную психологическую ситуацию для коммуникативных действий как партнера, так и самого себя. 2. Психотехники, формирующие навык ситуативной оценки коммуникативных намерений партнера по социальной коммуникации. Цель состоит в выработке навыка ситуативной оценки коммуникативных намерений партнеров по общению, отработка в игре. Используя данную модель, выстраивается комплекс игровых действий, способствующих формированию навыков оценки коммуникативной ситуации и коммуникативных намерений партнеров по общению. При оценке коммуникативной ситуации необходимо исходить: ■ из оценок состояния мимики лица партнеров по общению; ■ из состояния поз; ■ из композиции группы субъектов общения в пространстве коммуникативной ситуации; ■ из характера приветственных или межличностных реплик, вопросов; ■ из состояния социально-психологической атмосферы. 3. Психотехники на формирование навыка выбора оптимальной коммуникативной зоны для взаимодействия с партнером. Субъективная коммуникативная зона характеризует уровень информационной активности человека как субъекта общения. Она выражает стремление к характеру приема или передачи информации. Цель психотехники состоит в выработке навыка деятельностного Три основных фактора определяют характер личности: 1) психологическая конституция, пикирующаяся на определенном типе высшей нервной деятельности (фактор наследственный); 2) факторы социального развития, воспитания, ставящие индивидуальность и тс или иные условия развития; 3) факторы ситуаций, которые определяют проявления личности в конкретный момент. Все эти факторы проявляются в общении и ориентации на них — условие эффективного вхождения в коммуникативную ситуацию. Они, по сути, определяют манеру общения партнера. 4. Психотехники на «пристройку» к партнеру по социальной коммуникации. Оценка коммуникативной ситуации, выбор субъективной зоны общения — это все дей-птния, направленные на формирование коммуникативной дистанции. Ее полное, оформленное состояние — в коммуникативной пристройке. Формирование навыка, пристройка к партнеру по общению ставят целью выработать умения эмоционально и акционально (в действии) пристраиваться к партнеру по принципу «идти в общении от партнера». От моделей на пристройку возможен.переход на модели по смене пристроек в общении. Здесь в структуру игры вводится характеристика коммуникативного события. Под коммуникативным событием понимается всякий факт, который оказывает влияние на изменение коммуникативной ситуации. 5. Психотехники, формирующие навыки овладения инициативой в социальной коммуникации. Человек по-разному может участвовать в общении. Во-первых, он может быть инициатором; во-вторых, участником, не берущим на себя никакой коммуникативной инициативы; в-третьих, активным субъектом. Инициативность в общении выступает как способ управления общением и соответственно целостным коммуникативным процессом в конкретных формах деятельности. Инициатива в общении дает возможность человеку решить целый ряд задач взаимодействия: ■ обеспечить руководящую роль во взаимодействии; ■ придать психологически целесообразное направление формам общения соответственно настроениям, чувствам и деятельности участников; ■ создать нужную социально-психологическую атмосферу, настраивающую на соответствующую ситуацию взаимодействия. Психотехники дают возможность овладеть такими способами инициативы, как: ■ оперативная организация изначального контакта с партнерами по общению; ■ оперативный переход от организационной фазы изначального контакта к содержательному; ■ оперативное достижение социально-психологического единства с партнерами по общению; ■ введение личностных аспектов во взаимодействие в конкретной комм. ситуации. Рассмотрим эти стадии как компоненты структуры акта общения: 1) общение начинается с входа в коммуникативную ситуацию дискуссии, беседы, собрания, полемики и т. д. Процесс входа обеспечивается следующими действиями: оценкой коммуникативной ситуации, ориентированием в этой ситуации, выбором объекта взаимодействия, постановкой ситуативной задачи общения; 2) затем в общении осуществляется подход к объекту взаимодействия (а это может быть как отдельный человек, так и группа людей). Процесс подхода обеспечивается следующими действиями: пристройкой к объекту, т. е. поиском удобной для обучения дистанции, положения, позы, взаиморасположения, привлечением к себе с помощью определенных действий внимания объекта; 3) далее через «зондирование души» объекта, как выражался К. С. Станиславский, осуществляется настройка на эмоционально-психологическое состояние объекта взаимодействия через ряд настраивающих действий, формируется общее социально-психологическое поле общения; 4) только на четвертом этапе осуществляется первый «ход» в общении — передача через коммуникативное воздействие своего информационного сообщения. Надо подчеркнуть, что значимость этого «хода» в общении не только в том, чтобы сообщить объекту некоторую информацию, а прежде всего в том, чтобы побудить объект к взаимодействию, сделать субъектом, партнером общения; 5) заключительная часть общения — ответный «ход» объекта, ставшего субъектом-партнером общения. Все эти пять стадий должны быть соблюдены в каждой конкретной форме общения, в которой субъект берет на себя функции и организатора, и катализатора взаимодействий. 6. Психотехники импровизации в условно-коммуникативной ситуации. Цель — закрепить навык выполнения коммуникативных задач и сформировать навык импровизационно-ролевого действия в общении. Для этого моделируемые игровые ситуации общения должны обеспечивать реализацию следующих принципов: 1) принцип коммуникативной активности предполагает прежде всего организацию модели, когда человек максимально вовлечен в систему диалогических отношений (с педагогами, с другими субъектами, с самим собой). Этому способствует принцип игровых занятий; 2) принцип проблемности общения обеспечивает активность и содержательность тренинговых упражнений. Проблемы отбираются с учетом конкретных форм общения; 3)принцип индивидуализации можно считать основой общения. Общение всегда индивидуально, всегда окрашено и обусловлено всеми чертами индивидуальности человека: индивидными, субъективными и личностными. Принцип индивидуализации предполагает комплексное использование всех трех видов индивидуализации при ведущей личностной индивидуализации. Это значит, что весь отбор моделей осуществляется только с учетом личностной индивидуализации субъекта; 4) принцип ситуативности предусматривает признание ситуации как единицы организации учебных тренингов. Ситуация, понимаемая как система отношений обучающихся, является постоянным фактором тренинга; 5) принцип новизны охватывает всю систему тренинга психотехники общения. Он обеспечивает поддержание у слушателей интересов к занятиям. Все перечисленные принципы являются достаточной основой организации игровых тренингов общения в системе формирования коммуникативной компетенции личности. 7. Экспресс-диагностические психотехники. Цель — выработать навык диагностики в общении причин той или мной реакции партнера на психологическое воздействие. Модели строятся как импровизации в условиях выполнения несовместимых коммуникативных задач. Результаты диагностического анализа используются в социальной коммуникации. 8. Ситуативно-ролевые психотехники. Цель — отработать навык владения коммуникативной ситуацией и психотехникой исполнения коммуникативной роли. Молодые люди в профессиональном партнерстве должны уметь войти в мир другого человека и сообщить ему свое понимание этого мира. Эффективное присоединение к партнеру состоит в том, что один из партнеров способен сообщить другому, что он внимательно выслушан, его проблемы поняты и он признан как личность. В коммуникативной компетентности можно выделить пять методов отражения: 1) умение задавать вопросы; 2) поощрение; 3) пересказ; 4) отражение чувств; 5) обобщение. Это минимум, который позволяет надеяться, что вы действительно выслушали партнера и сумеете сообщить ему об этом. 1. Умение задавать вопросы. Умением задавать вопросы прославился философ Сократ. Обычно целью было выяснение знаний, которые предположительно есть у собеседника. С помощью правильных вопросов он успешно передавал свои мысли, выстраивал цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам. Вопрос — прекрасный инструмент для того, чтобы направить социальную коммуникацию в желательное русло, скрытые факты сделать очевидными, сберечь время и донести свои мысли до партнера. Очень важно в социальной коммуникации выбрать нужную форму вопроса. Для решения проблемы и принятия решения требуется как можно больше информации. Открытый вопрос выявляет ключевые факты ситуации и начинается с вопроса «Что?» и позволяет партнеру высказать свою т. зр., свои мысли («Что случилось?», «Что именно вызвало неполадки?» и т. д.). 2. Поощрение. В процессе социальной коммуникации партнеры охотно излагают свои мысли, когда их поощряют к этому. Поощрением может служить молчание, вербальное или невербальное поведение, передающее интерес к теме коммуникации (кивок головой, открытые ладони, улыбка). Вербальное поощрение — в прямом повторении ключевых слов и выражений человека. Опытным путем установлено, что этот прием заметно повышает эффективность коммуникации. 3. Пересказ. Партнерам социальной коммуникации можно знать, что их точно услышали и их мысли не искажены. Только при наличии пересказа партнер уверен, что вся информация правильно воспринята. Пересказ возвращает партнеру сущность сказанного в укороченном виде. Пересказ строится на поощрении. Это и есть присоединение, посредством которого можно верно решить проблему. 4. Отражение чувств. Ключ к умелому отражению чувств — признание самих чувств. Этот прием хорош тем, что соединяет эмоциональное состояние партнеров. Признание чувств начинается с подбора слова-метки и налаживания обратной связи, кратко пересказывая наблюдаемые у партнера эмоции. Это подчеркивает признание партнера как личности, заслуживающей внимания и отражения чувств, усиливает позитивное отношение к делу. 5. Обобщение. Иногда партнеры по коммуникации не умеют четко сформулировать свои мысли или склонны давать фактов больше, чем необходимо. Один из приемов выхода из этой ситуации — сжато и коротко обобщить услышанное. Такое резюме похоже на пересказ, но у негодва отличия: сообщение напрямую подводит итог своей коммуникации; оно указывает на основные моменты коммуникации. Xотя обобщение (резюме) — одна из разновидностей присоединения и говорит партнеру лишь о том, что его слушали, этот прием позволяет вести обсуждение проблемы дальше и ставит заслон повторам, отнимающим время. Этот прием отражения совмещает присоединение и лидерство и очень полезен для контроля за ходом коммуникации. Этот порядок можно применять как в диалоге, так и в групповой коммуникации. У присоединения и отражения три цели. Партнер должен увидеть и понять: 1) ключевые факты ситуации; 2) главные чувства и ценности, относящиеся к проблеме; 3) организацию чувств и фактов. Если партнеры по коммуникации знают ключевые факты и чувства, понимают структуру (организацию) проблемы, то они готовы выполнить в этой ситуации роль лидера и решать проблемы. Основной порядок выслушивания можно представить пятиэтапной моделью таким образом: 1) открытые вопросы для получения общей картины проблемы, включая вопросы типа «что» для выявления фактов и «какие» для понимания чувств и ценностей в связи с этими фактами; 2) поощрение, которое заключается в повторении ключевых слов. Посредством этого поступает более полная информация; 3) обратная связь в виде пересказа, чтобы партнер понял, что его правильно услышали; 4) отражение и признание чувств помогает понять, что эмоции партнера замечены; 5) резюме систематизирует, организует факты и эмоции. Основной порядок выслушивания позволяет партне ру выявить главные факты и чувства. Он позволяет увидеть проблемы глазами партнера, понять, правильно ли вы его выслушали. Вооруженный этим знанием, партнер может перехватить инициативу в разговоре и завершить коммуникацию. В структуре основного порядка выслушивания выделено пять этапов. Принятие решений также можно представить пятиэтапной схемой, которую нужно уметь соединять с навыками присоединения и лидерства. Эти пять этапов очень напоминают стратегическое планирование. Этап 1. Установление контактов. Активное внимание — это основа установления контактов. Одним из приемов установления контактов является улыбка. Улыбка ничего не стоит, но многое дает: она обогащает тех, кто ее излучает, не обедняя тех, кто ею одаривает; она длится мгновение, а в памяти порой остается навсегда. Улыбка способна формировать притяжение (аттракцию). Часто коммуникация начинается с немедленного переключения на проблему, которую надо решить. Однако внимание к партнеру, установление контакта перед решением проблемы приводят к более эффективному ее решению. Этап 2. Определение проблемы. При правильно выстроенной последовательности коммуникации партнеры переходят к точному определению проблемы. Применение основного порядка выслушивания очень эффективно для определения проблемы. После того как партнеры определили проблему, коммуникация может продолжаться по ключевым вопросам с помощью поощрения. Также можно использовать пересказ, чтобы выяснить слишком сложные и запутанные вопросы. По мере обсуждения проблемы сложности неизбежно нарастают, и на этом этапе необходимы обобщения, промежуточное подведение итогов. Обобщение — не значит одобрение или принятие идеи, это некая метка, указывающая, на каком этапе находится коммуникация, и констатирующая возможность перехода к следующему пункту. В конце коммуникации необходимо подвести общий итог того, как сформулирована проблема. Этап 3. Определение целей. Определения проблемы часто бывает недостаточно. Поэтому после определения проблемы нужно перейти к этапу определения целей. Этот этап позволяет привести мысли и факты в более организованную форму. На этом этапе очень важно использовать приемы основного порядка выслушивания. Имея четкое определение проблемы и целей, можно переходить к следующему этапу — выработке альтернатив. Этап 4. Выработка альтернативных решений. Множество социальных коммуникаций начинается прямо с этого этапа. Однако, затратив достаточно времени на предыдущих этапах, можно достигнуть более высоких результатов. На этом этапе также необходимо использовать приемы основного порядка выслушивания, чтобы выявить взгляды каждого партнера. Именно на этом этане партнеры по коммуникации наиболее полно излагают свои мысли. Этот этап может напоминать брейнсторминг. Подводя промежуточные итоги и выявляя основные противоречия, которые возникают между определением проблемы и идеальной целью, партнеры по коммуникации способствуют появлению нетривиальных творческих решений. Этап 5. Готовность к действию. Социальные коммуникации нередко заканчиваются безрезультатно, если не принять план действий и партнеры не готовы к их исполнению. Именно на этом этапе необходимо применить такой прием лидерства, как директива. Один из партнеров должен дать импульс к действию, чтобы быть уверенным, что другие партнеры приступят к решению проблемы. Пятиэтапная модель и навыки коммуникации составляет основу понимания, решения проблем и эффективной социальной коммуникации. В виде пятиэтапной модели можно представить преодоление барьеров социальных коммуникаций, так как эффективность находится в определенной зависимости от этого процесса. Поскольку всю информацию об окружающем мире мы маем через свои органы чувств, может показаться, что состояние нашего разума полностью контролируется внешними впечатлениями. Создается мнение, что имении окружающий мир служит источником переполняющего нас плохого настроения, чувства угнетенности и страха. Данная система убеждений заставляет нас предположить, что окружающий мир является причиной, а мы и наши переживания— следствием. Ключами к преодолению барьеров общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для противоположной стороны. Это не означает, что вообще нельзя выразить партнеру свои претензии. Разница в том, что можно сделать это конструктивным образом. Конфликты, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если партнеры не владеют элементарными психотехническими умениями. Знание приемов предупреждения и разрешения конфликтов необходимо в любой коммуникации. Систематическое использование психотехник пятиэтапной модели может существенно повысить умение человека преодолевать различные барьеры коммуникаций. Этап 1. Поиск возможности ухода от конфликта. Единственный способ выиграть спор — это избежать его. В девяти из десяти случаев спор кончается тем, что каждый из участвующих в нем еще больше, чем когда-либо, убежден в собственной правоте. Партнерам по коммуникации необходимо до того, как недовольство выльется в столкновение, найти и устранить главную его причину. Для этого требуется в подходящий момент мягко и тактично рассказать друг другу обо всем, что вызывает беспокойство и неудовлетворенность. Чтобы вежливость не уступила место злобным обвинениям, необходимо представить, что спор слышит посторонний человек, мнением которого вы дорожите. В присутствии другого человека вряд ли партнеры позволят себе потерять от возбуждения голову, накричать и оскорбить кого-то. Если спор шипел далеко и грозит конфликтом, одному из партнеров необходимо пересилить себя и признать свою вину, даже если ее нет. Позже партнер оценит великодушие, и истина восторжествует. Этап 2. Поиск причины конфликта. Поскольку конфликт мешает добиться поставленной цели и всегда сопровождается тягостными эмоциями, то каждая из сторон заинтересована в его скорейшем разрешении, причем с наилучшим для себя исходом. Конфликт считается разрешенным, когда устранены его причины и нормализованы взаимоотношения. Отсюда ясно, что, чем труднее устранить причину (а она подчас не устранена) и чем глубже личная обида, тем продолжительнее конфликт. Для его разрешения нужно выяснить такие вопросы: • насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточения партнеров; • достижению каких целей партнера препятствует другой; • с какими личностными барьерами (установки, темперамент, характер) партнеры столкнулись; • что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение. Поступки людей и их установки вызваны их желаниями и стоящими за ними мотивами, стремлением к тому, что приближает удовлетворение потребностей. Выявляя потребности, можно определить причины и создать условия для более широкого круга потенциальных решений. Этап 3. Принятие ситуации такой, какая она есть. Принятие ситуации такой, какая она есть, не значит, что ситуация должна нравиться: нужно просто принять ее такой, какая она есть в настоящий момент. Обсуждение ситуации может пагубно отразиться на попытке посмотреть на нее объективно. Осознание и принятие ситуации приведет к признанию факта и попытке найти выход. Взгляд на положение в настоящий момент приведет к выявлению новых возможностей. Трудно идти по жизни, опираясь на посошок, сделанный по мерке совершенства. Изменив подход к ситуации, можно принять ее такой, какая она есть. Этап 4. Творческий подход. Творческий подход не означает нивелирование существующих трудностей. Притворяться, что все прекрасно, когда на деле это вовсе не так, что все равно что наводить глянец на гнилое яблоко. Это не имеет ничего общего с творческим подходом. Творческий подход — это переосмысление положения, перегруппировка сил, признание чувств по этому поводу и извлечение уроков из любой ситуации. Затем необходимо подумать, что надо сделать, чтобы этого больше не было, или посмотреть, какую пользу можно еще извлечь из данной ситуации. В этом заключается творческий подход, который выведет на правильный путь. Любая ошибка может послужить прекрасной возможностью научиться чему-то новому. Кажущийся проигрыш становится новой возможностью для расширения знаний и жизненных навыков. Этап 5. Выработка альтернатив. Выработка новых альтернатив для принятия более конструктивных решений — следующий логический шаг пятиэтапной модели. Суть творческого процесса в принятии как можно большего числа новых вариантов решений. Люди, овладевшие искусством разрешения конфликтов, преуспевают и в искусстве разработки новых альтернативных решений. Поддаться творческому импульсу — значит окунуться без боязни в сокровищницу новых возможностей. Выработка альтернатив проходит через три отдельные стадии: ■ разработка альтернатив; ■ претворение в жизнь избранной альтернативы. Для эффективности социальной коммуникации мы разбили сложный процесс на отдельные приемы. Каждый из них требует практики для достижения полного мастерства. Его достижение позволит молодежи овладеть контролем над процессом коммуникации, так как отдельные приемы соединяются в нечто целое. Интегральное сложение психотехник пятиэтапной модели и овладение ими молодыми людьми приведет партнеров социальных коммуникаций к вершине совершенства этого процесса. Основной задачей практической психологии является помощь молодежи лучше понимать друг друга и самих себя, устанавливать доверительные отношения с окружающими. Такой подход продиктован тем, что способность к общению является важным качеством личности и основным способом жизнедеятельности молодых людей в обществе.
|