Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реальная сфера






 

Достаточно условна, скорее сказочна, чем былинна, т.к. Глинка заменяет образ Владимира на Светозара. У Пушкина в реальной сфере больше действующих персонажей, Глинка сокращает их количество и наделяет героев типическими чертами: Фарлаф – негативный персонаж, Ратмир – персонаж, развивающийся от негативного к позитивному. Типизация даётся здесь и в историческом плане: Фарлаф – варяжского происхождения, Ратмир – хазарский хан.

Персонажи реальной сферы имеют различные эстетические корни:

Руслан – характерный былинный герой, основные его качества – мужество, верность, смелость, способность к подвигу, лиризм.

Музыкальные характеристики:

1-е д.: клятва верности в сцене свадебного пира (с. 68, ц.40, «Клянусь, отец мне небом данный»).

2-е д.: ария Руслана, написанная в сонатной форме без разработки – с. 154-155 «О поле, поле» (речитатив), с. 156 «Времён от вечной темноты» (вторая тема вступления) – в обширном вступительном разделе Руслан предстаёт как философ, размышляющий о жизни и смерти. Г.П. – с. 159 «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» – героическое начало образа Руслана; П.П. –

с. 160, ц.30 «О, Людмила» – лиризм образа.

4-е д.: обращение к спящей Людмиле – с.309 «О жизни отрада».

5-е д.: финал, с.362.

Людмила – романтическая героиня, находящаяся в постоянном движении от детской непосредственности (каватина 1-го д.) до героизма (4-е д.).

Музыкальные характеристики:

1-е д.: каватина, в которой воплощена любовь к отцу («Грустно мне, родитель дорогой» – с. 50) и Руслану («О мой милый Руслан»), а также – добродушная насмешка над женихами: обращение к Фарлафу («Не гневись, знатный гость» – с. 56) и к Ратмиру («Под роскошным небом юга» – с. 57, ц. 35).

4-е д.: сцена и ария Людмилы с солирующей скрипкой: с. 253 «Вдали от милого в неволе» – отчаяние героини; с. 262 «Ах ты, доля-долюшка» – тема арии (размышление о своей судьбе); с.268 «Не нужно мне твоих садов» – смелость Людмилы, её обращение к Черномору; с 270 «Безумный волшебник» – героизм Людмилы.

 

Персонифицированные характеристики получают и женихи.

В Фарлафе подчёркнуты бахвальство и трусость (рондо Фарлафа, 1-я к. 2-го д. – с. 144 «Близок уж час торжества моего»).

В Ратмире – восточная томность (ариозо 1-го д., с.70, ц.41 «Брег далёкий); ария из 2-го д.– с. 193, 198 «Чудный сон», лейттембр образа – английский рожок).

Важную роль в опере играет народ, представленный в былинных заставках (Интродукция и Эпилог) как единая монолитная сила.

 

Корифеем народа является Баян (легендарный певец-сказитель), исполняющий в Интродукции две песни: первая из них – о судьбе Руслана и Людмилы (с. 23, «Оденется с зарёю»), вторая – посвящена А.Пушкину (с.32, «Есть пустынный край»).

В Интродукции и в 1-м д. большие хоровые сцены создают торжественную обстановку свадебного обряда – с. 29, с. 77 «Лель таинственный» (5/4).

Масшабные хоровые сцены можно отметить и в 5-м д.: это два хора-плача (с.349 «Ах ты, свет Людмила», с. 354 «Не проснётся птичка утром»).

Заключительный хор – прославление богов, Родины и молодых – венчает оперу (с.376 «Слава великим богам»).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал