Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперное творчество А.Даргомыжского
Во многом экспериментаторское, поэтому можно говорить о стилистической неровности его произведений. Наибольшей популярностью пользовалась опера «Русалка». Премьера её состоялась в 1850-х годах, но тогда опера не получила признания. Второе рождение произведение обрело в 1860-х годах, когда в залы театров пришёл зритель новой формации (эстетика критического реализма, смена стилей). 1) Литературный источник и либретто и оперы. Одноимённая трагедия А.Пушкина рисует два мира – реальный и фантастический, между ними проведена чёткая грань. Драматургический конфликт социально-бытовой (Князь и девушка из народа). Даргомыжский, работая над либретто, по возможности оставляет неизменным пушкинский текст, но сам дописывает финал произведения (у Пушкина финал отсутствует). 2) Жанр оперы определяется как социально-психологическая бытовая драма. 3) Особенности драматургии. В опере два драматургических круга: · Малый драматургический круг – 1-е д., где есть своя завязка, кульминация и развязка; · Большой драматургический круг – опера в целом (все 4 действия), где 1-е д. выполняет функцию экспозиции-завязки. 4) Музыкальный язык оперы имеет различные истоки, но в целом Даргомыжский продолжает идею Глинки о народности музыкального языка. Истоки: · Народно-песенная и народно-танцевальная основа (народные хоры, песня Наташи из 2-го д., выходная ария Мельника, песня Ольги из 4-го д. «Как у нас на улице»). · Романсовая основа (вокальные партии Наташи и Князя). · Традиции оперного bel canto (ария Наташи из 4-го д.). · Речитативно-декламационное начало. 5) Особенности характеристики главных героев. Несмотря на наличие в опере традиционных массовых хоровых и ансамблевых сцен, количество главных героев сокращено – это Наташа, Мельник и Князь (внимание сосредоточено на их душевных переживаниях). Т.о. здесь есть тенденция к созданию монооперы. Впервые в русской опере основные герои по ходу оперы кардинально меняют свой характер, сущность: Наташа – крестьянская девушка в 1-м д., Голос Наташи во 2-м д. (фантастическое начало образа), Русалка в 4-м д.; Князь – трусливый человек, перекладывающий свою вину на других, не способный на жертвы ради любви из-за сословных предрассудков в 1-2-м д.д., переживающий свои ошибки и стремящийся их исправить в 3-4-м д.д. Мельник – крестьянин «себе на уме» (близкий характерам русской комической оперы 18-го века) в 1-м д., сошедший с ума старик, не переживший гибели дочери и воображающий себя вороном в 4-м д. Т.о. каждый герой оперы проходит сложный путь образного перевоплощения.
|