Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Под редакцией профессора СИ. СамыгинаСтр 1 из 58Следующая ⇒
Концепции Современного естествознания Экзаменационных ответов Под редакцией профессора СИ. Самыгина Соответствует Государственному образовательному стандарту по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Ростов-на-Дону Издательский цент «МарТ» 2002
ББК 20я7 К 64 Авторский коллектив под руководством доктора социологических наук, профессора СИ. Самыгина: кандидат философских наук Э.А. Витол — вопр. 89, 97, 98; доктор философских наук В.Е. Золотухин— разд. I, II, кроме вопр. 2; кандидат экономических наук A.M. Комарова— разд. IV, V; доктор философских наук Л.А. Минасян— вопр. 1, разд. III; доктор социологических наук С. И. Самыгин, доктор философских наук Л.Д. Столяренко — вопр. 2, раздел VII, кроме вопр. 89, 97, 98; Самыгина О. П.— разд. VI; К 64 Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общей редакцией СИ. Самыгина. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 272 с. В учебном пособии даны рекомендации студентам вузов для подготовки и сдачи экзамена и зачетов по базовому курсу «Концепции современного естествознания» в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине. ISBN 5-241-00124-7 ББК 20я7 © Коллектив авторов, 2002 ©Оформление, издательский центр «МарТ», 2002
1. Предмет учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, естествознание выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, которые могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение. Понятие «концепция» (от латинского — conceptio) означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно, под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Потому курс «Концепции современного естествознания» представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физики, химии, биологии, геологии, экологии, более того, не просто рассматривает междисциплинарные отношения — связи между разными естественнонаучными дисциплинами, а изучает трансдисциплинарные концепции в естествознании в целом. Трансдисциплинарность (от латинского trans — сквозь, через), по словам А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой (авторов учебника — лауреата Всероссийского конкурса учебников нового поколения в номинации «Современное естествознание для гуманитарных направлений»), «означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарной кооперацией, о которой традиционно принято говорить как о признаке единства естественнонаучного знания. Особенностью трансдисциплинарных идей является то, что они как бы инвариантны по отношению к стратегиям познавательной деятельности». Трансдисциплинарный характер достижений естество знания имеет важное методологическое значение, благодаря чему концепции, выработанные в лоне науки о природе, играют роль регулятивов при исследовании сложных систем в различных сферах — природных, экономических, геополитических, демографических, социальных и т.д. Имеет место социокультурная детерминация содержания научного знания, которая оказывает существенное влияние на культурный потенциал эпохи, определяет стиль мышления не только ученых-естествоиспытателей, но и политиков, государственных деятелей, творческой и технической интеллигенции, оказывает ощутимое воздействие на идеологию и психологию общественных индивидуумов. Однако новейшие достижения естествознания, концепции современного естествознания зачастую длительное время остаются вне их поля зрения, в связи, с чем мировоззрение индивидуумов оказывается замкнутым на тех методах и принципах, известных им со школьной скамьи из классической физики, которые могут уводить при решении сложных задач по заведомо ложному пути. Тем не менее классический тип научной рациональности был существенно расширен и обогащен в начале XX в. появлением концепций неклассического естествознания, а на современном этапе речь идет о постнеклассическом периоде развития естествознания и формировании постнеклассического типа научной рациональности. Современный постнеклассический этап с присущей ему целостно-синергетической парадигмой может стать надежной теоретической основой для адекватного изучения сложных нелинейных систем. Тот факт, что и классический, и неклассический, и постнеклассический стили мышления берут свое начало и развиваются в лоне науки о природе, говорит о важности изучения концепций современного естествознания как условия для поэтапного восхождения мышления личности на более высокие ступени научной рациональности.
|