Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Под редакцией профессора СИ. Самыгина






Концепции

Современного естествознания

Экзаменационных ответов

Под редакцией профессора СИ. Самыгина

Соответствует Государственному

образовательному стандарту по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

 

Ростов-на-Дону

Издательский цент «МарТ» 2002

 

ББК 20я7

К 64

Авторский коллектив под руководством

доктора социологических наук, профессора СИ. Самыгина:

кандидат философских наук Э.А. Витол — вопр. 89, 97, 98; доктор философских наук В.Е. Золотухин— разд. I, II, кроме вопр. 2; кандидат экономических наук A.M. Комарова— разд. IV, V; доктор философских наук Л.А. Минасян— вопр. 1, разд. III; доктор социологических наук С. И. Самыгин, доктор философских наук Л.Д. Столяренко — вопр. 2, раздел VII, кроме вопр. 89, 97, 98; Самыгина О. П.— разд. VI;

К 64 Концепции современного естествознания: 100 экзаменаци­онных ответов / Под общей редакцией СИ. Самыгина. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 272 с.

В учебном пособии даны рекомендации студентам вузов для подго­товки и сдачи экзамена и зачетов по базовому курсу «Концепции совре­менного естествознания» в соответствии с государственным образова­тельным стандартом по этой дисциплине.

ISBN 5-241-00124-7 ББК 20я7

© Коллектив авторов, 2002

©Оформление, издательский центр «МарТ», 2002

 

1. Предмет учебной дисциплины

«Концепции современного

естествознания»

Будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, ес­тествознание выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, которые могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение.

Понятие «концепция» (от латинского — conceptio) означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно, под концепциями естество­знания следует понимать такие фундаментальные естествен­нонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Потому курс «Концепции современного естествознания» представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физи­ки, химии, биологии, геологии, экологии, более того, не просто рассматривает междисциплинарные отношения — связи между разными естественнонаучными дисциплинами, а изу­чает трансдисциплинарные концепции в естествознании в целом.

Трансдисциплинарность (от латинского trans — сквозь, че­рез), по словам А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой (авторов учеб­ника — лауреата Всероссийского конкурса учебников нового поколения в номинации «Современное естествознание для гу­манитарных направлений»), «означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарной коопе­рацией, о которой традиционно принято говорить как о при­знаке единства естественнонаучного знания. Особенностью трансдисциплинарных идей является то, что они как бы инва­риантны по отношению к стратегиям познавательной деятель­ности». Трансдисциплинарный характер достижений естество знания имеет важное методологическое значение, благодаря чему концепции, выработанные в лоне науки о природе, иг­рают роль регулятивов при исследовании сложных систем в раз­личных сферах — природных, экономических, геополитичес­ких, демографических, социальных и т.д. Имеет место социо­культурная детерминация содержания научного знания, которая оказывает существенное влияние на культурный потенциал эпохи, определяет стиль мышления не только ученых-естество­испытателей, но и политиков, государственных деятелей, твор­ческой и технической интеллигенции, оказывает ощутимое воз­действие на идеологию и психологию общественных индиви­дуумов. Однако новейшие достижения естествознания, концепции современного естествознания зачастую длительное время остаются вне их поля зрения, в связи, с чем мировоззре­ние индивидуумов оказывается замкнутым на тех методах и принципах, известных им со школьной скамьи из классической физики, которые могут уводить при решении сложных задач по заведомо ложному пути. Тем не менее классический тип научной рациональности был существенно расширен и обога­щен в начале XX в. появлением концепций неклассического естествознания, а на современном этапе речь идет о постнеклассическом периоде развития естествознания и формирова­нии постнеклассического типа научной рациональности. Со­временный постнеклассический этап с присущей ему целостно-синергетической парадигмой может стать надежной теоретической основой для адекватного изучения сложных не­линейных систем.

Тот факт, что и классический, и неклассический, и постнеклассический стили мышления берут свое начало и раз­виваются в лоне науки о природе, говорит о важности изу­чения концепций современного естествознания как условия для поэтапного восхождения мышления личности на более высокие ступени научной рациональности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал