Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика неклассического естествознания
Постепенно в первой половине XX в. новая, неклассическая модель естествознания с присущими ей особыми идеями и принципами все более утверждалась на собственной основе, «достраивалась» новыми идеями, превращаясь в целостную систему знания. Все меньше места в ней оставалось для лапласовского «железного детерминизма» с его жесткими причинно-следственными связями, и все более утверждалось новое мировидение с доминированием непредсказуемости, неопределенности, особенно при изучении сложных динамичных систем. С течением времени оформилась и особая дисциплина — синергетика — наука, исследующая развитие сложных открытых саморазвивающихся систем, какими и представало большинство объектов микро - и мегамира, с позиции взаимодействия в них хаоса и гармонии. В этом плане принципиальную роль сыграли работы бельгийского физико-химика русского происхождения И. Пригожина (1917) и его сотрудников. По-новому стало пониматься и общее взаимодействие субъекта и объекта в науке. Если ранее считалось незыблемым декартовское требование о стремлении подлинной науки к «строго объективному» знанию, то в науке неклассической это требование, исключающее субъективный опыт и особое понимание конкретного исследователя из структуры научного знания, уже стало практически невозможным. Субъект познания рассматривается здесь уже не как дистанцирующийся от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, взаимодействующий с ним. Точность ответов на вопросы об устройстве природы зависит теперь не только от самой природы, но и от способов постановки исследователем вопросов, адресованных природе, от методов познавательной деятельности. На этой основе стало формироваться новое понимание категории истины, реальности, факта, соотношения теории и практики, форм научного объяснения и т.п. Как это ни покажется странным, но в неклассической науке отнюдь не тождественными выступают такие близкие понятия, как «физическая реальность» и «объективная реальность». Причиной такого парадоксального на первый взгляд явления выступает то, что определенные свойства объектов проявляются лишь в конкретных экспериментах и неизвестно, существуют ли они сами по себе. Об этом много говорят, например, специалисты по квантовой физике. Поэтому фиксируемая физическая реальность зачастую оказывается не столько актуально присущей объектам, сколько некоторой предрасположенностью их поведения при определенных обстоятельствах. Потенциальные возможности квантовых объектов — это свойства, как бы не всегда находящиеся в наличии и реализующиеся при определенных условиях и при определенной опытно-экспериментальной базе. Действительно, в неклассической науке под наглядностью понимают чаще всего не непосредственно наблюдаемое, а, скорее, соответствующее концептуально-теоретическим позициям. Разумеется, это принципиально по-новому поставило вопрос о точности и строгости получаемого знания, степени надежности результатов исследований. Данными проблемами стала заниматься специальная теория доказательств, вырабатывающая правила вывода знаний в современной науке. По сути дела в науке стало доминировать не абсолютное, а некое вероятностное знание. На стадии неклассической науки мыслительная проработка процессов зачастую производится в обход эмпирических исследований, которые к тому же просто не всегда возможны. В этих условиях теоретические построения опираются на так называемые сверхэмпирические регулятивы такие как простота, красота, надежность, симметричность. Все чаще при этом используется тактика математических гипотез, опирающаяся на сложный математический аппарат с множеством неизвестных. Поэтому если в науке классической доминировал путь от опыта и эксперимента к рациональному объяснению фактов, а затем к построению гипотез и теорий, то внеклассической науке это просто невозможно. Все чаще в науке используют какие-то уже апробированные идеи, метод аналогий для осмысления изучаемой реальности. Наглядно видно, как существенно неклассическое естествознание отличается от классического естествознания. Иногда в; этой связи высказывается мнение о том, что наука неклассическая просто вытеснила науку классическую, как несовершенную, некорректную. Думается, однако, что, несмотря на относительное устаревание некоторых отдельных положений классической науки, она как целое не потеряла своего эвристического (познавательного) значения. При решении большого класса задач, связанных с проблемами макроуровня бытия, т.е. уровня непосредственной человеческой практики, как и во времена И. Ньютона, наука классическая все' еще дает верные и действенные выводы и рекомендации. Скажем, действительно, материя, пространство и время существуют в тесном взаимодействии и выступают изменчивыми, как утверждал А. Эйнштейн, а не независимыми друг от друга и простыми, как считалось во времена И. Ньютона. Поэтому необходимо исследовать проблемы искривления пространства, его многомерности, изменчивый ход времени и т.п. Однако на уровне обычной человеческой практики этими моментами, проявляющимися на уровне суперскоростей порядка скорости света, просто можно пренебречь как несущественными в данном конкретном контексте. Вот уж действительно — истина всегда конкретна! Поэтому неклассическая наука отнюдь не безнадежно вытеснила науку классическую, не «победила» ее, а, выйдя на более широкий круг проблем, превратила ее в свой частный случай, справедливый для определенного класса задач. Можно сказать, что и здесь хорошо применим великий научный принцип XX в. — принцип дополнительности, сформулированный датским физиком Н. Бором (1885—1962) и исходящий из идеи сотрудничества разных, порой противоречащих друг другу научных программ и принципов, а не их мнимого антагонизма. 10. Особенности развитияестествознания в современных
|