Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).
Внешняя среда в рыночной эк-ки определяет стратегию и тактику предп-я и тем самым оказывает существенное влияние практически на все стороны деят-ти предп-я. Выбор стратегии от степени насыщенности рынка товарами, а также возможности предп-я обновить пр-во. 1)стратегия проникновения на рынок. Эф-на для тех товаров рынок, кот. ненасыщен или растет. 2)стратегия развития рынка. Эф-на когда предп-я стремится расширить свой рынок, когда появл-ся новые сигменты рынка и для хорошо известной продукции появл-ся новые области применения. В зависимости от особенности внешней среды и эк-кого положения предп-я возможно двух или нескольких стратегий.
11. Концентрация производства: сущность, формы, показатели. Концентрация выражает процесс сосредоточения пр-ва на все более крупных предп-ях, что способствует повышению эф-сти пр-ной дея-ти от концентрации пр-ных мощностей за счет снижения издержек на пр-во, что дает возможность более гибкого ценообразования и конкурентные преимущества для предприятий в целом. Сущ-ть концентрации пр-ва проявляется в укрупнении размеров предп-ий (абсолютная концентрация) и распределении общего объема пр-ва отраслей пром-сти между предп-ями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации. Концентрация пр-ва может осущ-ся в трех осн. формах: 1) концентрация разнородных пр-в на предп-ях универсального типа; 2) концентрация пр-ва однородной продукции на специализированных предп-ях; 3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных пр-в в рамках одного предп-я. Первая форма концентрации явл. хар-ной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья — для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (маслодельная, мясная, спиртовая и др.). Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются: 1) объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие; 2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; 3) удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; 4) удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности; 5) удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
12.Специализация производства: сущность, формы. Специализация (С) — это процесс сосредоточения выпуска опред-ых видов прод-ии в отд-х отраслях пром-ти, на отдельных предп-ях и их подразделениях, т. е. это процесс произ-ва однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций. Спец-ция произ-ва представляет собой одну из форм развития труда и орг-ии произ-ва. Разделение труда ведет к диверсификации его отдельных видов, их концентрации на основе увеличения до экономически рациональных размеров, обеспечивает массовое повторение операций и процессов, то есть массовое или специализированное производство. Таким образом, специализация, с одной стороны, является следствием разделения труда, а с другой -результатом кооперации однородного производства. Выделяют следующие преимущества специализированных предприятий: - С явл основой для механизации и автоматизации производства; - как правило, более высокое кач-во прод-ии, чем в случае, если бы эта прод-ия выпускалась на неспециализированных предприятиях; - больше возм-тей для прим-ия более производ-ой техники и технол-ии и наиболее эфф-го их исп-ия; - С позволяет снизить изд-ки на произ-во прод-ии за счет более высокого ур0ня механизации и автоматизации труда, исп-ия более квалиф-ой рабочей силы и концентрации производства; - Раз-ие С обусловливает необходимость объективного раз-ия стандар-ии и униф-ии произ-ва; - С позволяет даже на мелких предп-ях механиз-ть и автом-ть произ-во и обес-ть высокую эфф-ть. Существуют следующие недостатки специализированных предприятий: • монотонность в работе, необходимость в мероприятиях по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника; • большая зависимость от поставщиков и покупателей; • подверженность малым конъюнктурным колебаниям; • как правило, отсутствие выхода на конечного потребителя. В промышленности различают три формы специализации. Предметная специализация — сосредоточение произ-ва опред-х видов прод-ии конечного потребления. Предметом такой специализации могут быть станкоинструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика, выпускающие определенные виды и сорта изделий. Подетальная специализация - сосредоточение произ-ва опред-х деталей и агрегатов, заготовок и полуфаб-ов, а также вып-ие отд-ых технол-их процессов. В отдельных отраслях она может иметь конкретные разновидности, например, в машиностроении — подетальную, агрегатную, узловую. Пример подетальной специализации - шарикоподшипниковый завод, завод поршней и т.д. Технологическая специализация (стадийная) — превращение отдельных фаз произ-ва или операций в сам-ые произ-ва. Например, литейный завод; центролиты, выпускающие заготовки для машиностроительных заводов; прядильная фабрика, изготовляющая пряжу для ткацких фабрик; отделочная фабрика. В зависимости от масштабов выделяют внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию. При оценке уровня специализации используются два схожих параметра: профильная и однородная продукция. Однородность продукции или выполняемой работы определяется конструктивно-технологическими признаками. Критериями однородности служат: на рабочем месте - одинаковые деталеоперации, закрепленные за ними; на участке и в цехе - аналогичные по техническим признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы; на предприятии - изделия или работы, конструктивно и технически сходные между собой. Профильная продукция - понятие более широкое, относящееся преимущественно к предприятиям и отраслям. Каждое предприятие создается для производства определенной продукции, которая и является для них профильной.
|