![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка степени конкуренции.
Прибыльность и привлекательность отрасли зависит от ее структуры, которую по Портеру определяют пятью силами конкуренции: Соперничество среди конкурирующих компаний.
Возникает в той связи, что у одной или нескольких фирм появляется необходимость повышать эффективность своей деятельности или возможность лучше остальных удовлетворять запросы потребителей. Стратегия конкуренции – наступательные и оборонительные действия, связанные с достижением успеха на рынке, приобретением конкурентных преимуществ и защитой конкурентной позиции. Конкуренция со стороны товаров-заменителей.
Угроза их появления зависит от цены производства и готовности клиентов принять такую замену. В конечном счете, это приводит к появлению некого потолка цен, при котором потребители переориентируются на товары-заменители. Данный факт следует учитывать при формировании ценовой политики предприятия. Угроза появления новых конкурентов.
Она связана с «барьерами входа в отрасль», к которым относят:
- Приверженность покупателей к бренду
- Экономия на масштабах производства
- Контроль над клиентами сбыта
- Целенаправленная политика правительства на защиту отрасли через лицензирование или ограниченность доступа к источникам сырья
- Одноразовые/переходные затраты, которые могут быть связаны, например, со сменой поставщика Экономические возможности поставщиков.
Пользуясь своей возможностью повышать цены или понижать качество поставляемых товаров и услуг, поставщики могут оказывать влияние на отрасль. Влияние велико, если:
- Доминирует несколько поставщиков.
- Концентрация в отрасли поставщиков выше, чем в потребительской отрасли.
- Продукция высоко дифференцирована, переходные затраты высоки.
- От поставщиков исходит угроза интеграции в потребительскую отрасль. Экономические возможности покупателей.
Определяются возможностью навязывать продавцам свои условия сделки. Влияние велико, если:
- Отрасль, поставляющая на рынок продукцию, состоит из большого количества некрупных продавцов.
- Количество покупателей незначительно, продукция закупается в больших объемах.
- Продукция стандартизирована, существует несколько вариантов покупки.
- Покупатели имеют возможность прямо интегрировать в отрасль и налаживать собственное производство.
Чем сильнее воздействие этих факторов, тем ограниченнее являются возможности предприятий формирования высокого уровня цен и получения прибыли. Следствием сильной конкуренции становится снижение прибыльности в отрасли.
Факторы конкуренции в краткосрочном периоде определяют ограничения долевой активности предприятия. В долгосрочной перспективе отдельные факторы могут стать основой для достижения успеха. Главная задача предприятия – выбрать стратегию, обеспечивающую защиту от действий конкурентов и/или возможность их использования в своих интересах.
Как правило, в отрасли доминирует всего один фактор, который при разработке конкурентной стратегии фирмы и становится решающим.
|