Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы психологической диагностики педколлектива
Для глубокого изучения коллектива важно иметь информацию о нем по следующим параметрам: психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, оценка и взаимооценка членов коллектива, стиль управления коллективом, отношения “руководитель-подчиненный” в коллективе, уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе, самооценка и уровень притязаний педагога, уровень эмпатии по отношению к детям, локус контроля членов коллектива, уровень личностной тревожности педагогов и др. Эту информацию психолог может получить с помощью известных методов социальной психологии Л.В.Бороздиной, В.Б.Захарова, А.А.Журавлева, А.Г.Кирпичника, Я.Л. Коломинского, А.Н.Лутошкина, В.Л Марищука, А. Мехрабяна, О.С.Михалюк, Р.С.Немова, Л.Г.Почебут, А.А.Реана, Д.Роттера, Ч.Спилбергера, В.В.Столина, Ю.Л.Ханина и др. Социально-психологические исследование педагогического коллектива является весьма трудоемкой процедурой. Оно требует жесткого соблюдения определенных этических требований. Желательно проведение его диагностики одним лицом со строжайшим соблюдением корректности в проведении исследования и трактовке экспериментальных данных. Никто не может иметь доступа к материалам исследований, а их презентация возможна только самим психологом. Исследование проводится на добровольной основе. Данные по коллективу представляются в общей анонимной форме, для членов коллектива проводятся индивидуальные консультации. Не следует надолго затягивать эксперимент, поскольку в этот период коллектив находится в большом эмоциональном напряжении. Нежелательно без глубокого предварительного анализа данных и соответствующей подготовки психолога фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах. Необходимо довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, а проводится в интересах людей с целью гармонизации их личности. В результате исследования коллектива на основе перечисленных методик могут определиться следующие психологические проблемы: - неблагоприятная психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие членов коллектива, - высокая конфликтность или конформность, - низкий уровень эмпатии, - высокий уровень личностной тревожности и невротичности, - неадекватная самооценка и притязания, - нарушения личностного развития, отсутствие условий для самореализации личностей, - несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, - социально-коммуникативная некомпетентность, - отсутствие сходства функционально-ролевых ожиданий, - неадекватное возложение ответственности, - наличие аутсайдеров, - неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей, - несформированность установок на педагогическую деятельность, - отсутствие ценностно-ориентационного единства и др. На основе анализа полученных данных определяются основные пути развития и коррекции педколлектива: повышение общей и психолого-педагогической культуры, формирование органов управления и самоуправления, изменение стиля руководства, выборы нового руководителя, изменение характера, целей и содержания деятельности, варьирование композиции творческих групп с опорой на референтометрию, оказание психотерапевтической помощи педагогам и др. Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям 3 – 2 - 1 – 1 – 2 – 3
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению. Методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива»
Инструкция: " Мысленно представьте себя в своем коллективе. Вспомните чувства, с которыми вы приходите на работу. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете о работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах".
|