Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние этих тенденций, как и психологической атмосферы коллектива, может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую активность личности.






В тех случаях, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений, в частых конфликтах между членами коллектива.

Человек же, если он оказывается втянутым в конфликт, как правило достаточно остро и болезненно переживает возникшую ситуацию, особенно разлаженность своих взаимоотношений с другими. А это может иметь самые разнообразные отрицательные последствия для его психического состояния».

Таким образом, СПК коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации.

Проблема создания благоприятного психологического климата изучалась многими отечественными психологами и педагогами. Эта проблема разрабатывалась в трудах А.С. Макаренко, Н.П.Аникеева, Р.Х.Жакурова, работах Т.А. Репиной, А.Н. Лутошкина, В.П. Сергеевой.

Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятной атмосферы, способствующим продуктивности совместной деятельности людей, является внимание, расположение, симпатия человека к человеку.

Другим не менее актуальным свойством здорового морально-психологического климата коллектива является настроение, дух подъема, жизнерадостности, которое опирается на ясные цели и увлекательные задачи совместной деятельности.

Существенным условием наиболее полного развертывания духовного потенциала личности в коллективе является и обстановка взаимной ответственности и требовательности людей друг к другу.

Преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения к человеку, духа товарищества, сочетающегося с принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и другим – таковы основные черты здорового социально-психологического климата.

Здоровый психологический климат – одним из решающих факторов успешной жизнедеятельности человека во всех сферах общественных отношений, важнейшее условие формирования личности.

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня.

Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это ус­тойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический кли­мат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не раз­рушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформи­ровать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформи­рованном ранее.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их пси­хологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «пси­хологическая атмосфера». В отличие от социально-психологическо­го климата психологическая атмосфера характеризуется более быст­рыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Из­менение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и пережи­ваются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптиро­ваться к ним. Накопление количественных изменений в психологи­ческой атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состоя­ние, в другой социально-психологический климат.

Факторы формирования социально-психологического климата. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором стро­ятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

· общественно-политическая ситуация в стране - ясность и чет­кость политических и экономических программ, доверие к правитель­ству и пр.;

· экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития;

· уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем жизни, потребительская способность населения;

· организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания;

· социально-демографические факторы – удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах;

· региональные факторы – уровень экономического развития региона;

· этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнического конфликта.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

· объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации;

· субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура - характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы участников группы;

б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

1) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;

5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

6) удовлетворенность принадлежности к коллективу;

7) принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов (Аникеева Н.П., 1989).

Судить о состоянии социально-психологического климата в орга­низации можно по такому важному показателю, как удовлетворен­ность – неудовлетворенность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как совокупность удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, своей работой, ее процессом, результатами.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как не­удовлетворенность взаимоотношениями в педколлективе, с учениками, администрацией, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении учителя, его работоспособности и активности, на его здоровье.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал