Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие. 2. Привет, индивидуальность!






1. Твое лучшее качество.

2. Привет, индивидуальность!

3. Взаимохарактеристики.

4. А что дальше?

5. Анализ анкет (обратная связь) и самоанализ списков “Кто я”.

6. Пожелания психолога членам группы.


3.3. Технология профилактики эмоционального выгорания педагога*

 

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, в какой-то мере, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от учителя умения корректировать различные социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение детей и подростков и др.), умения обучать учащихся, обеспечивать деятельность по эстетическому воспитанию, удовлетворять потребности учащихся с широким кругом способностей и содействовать моральному и этическому развитию учащихся. От здоровья педагога во многом зависит и здоровье ученика. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, А.А. Реан).

Профессия педагога относится к классу профессий типа " субъект-субъект", которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к возникновению психического выгорания, имеет изучение личностных особенностей педагога и специфики организационной культуры педагогического коллектива. Их объективирование приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития " выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса " выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив педагога как здоровую личность и эффективного профессионала.

Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности педагога, для планирования его профессиональной карьеры. Исследование феномена " выгорания" способствует более углубленному пониманию возрастной динамики и уточнению критериев, свидетельствующих о наступлении возрастных и профессиональных кризисов.

Анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, посвященных изучению феномена психического " выгорания" и одновременно неразработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии. В нашей стране психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования (Гришина Н.В., Зеер Э.Ф., 1987; Орел В.Е., 1999; Форманюк Т.В., 1994).

Анализ литературы показал, что некоторые авторы склонны рассматривать феномен " психического выгорания" как состояние (С. Maslach и S.E. Jackson, 1984; P.L. Brill, 1984; A. Pines & Е. Aronson, 1988 и др.). Однако, имеется и другая точка зрения, в которой психическое выгорание рассматривается как процесс (С. Chemise, 1980; J. Edelwich и R. Brodsky, 1980; D. Etzion, 1987 и др.).

В отечественной литературе также имеются некоторые данные о " сгорании", существующем среди людей профессий типа " человек-человек". В данном случае " сгорание" определяется через симптомы физического утомления и эмоциональной истощенности в ответ на действия производственного стрессора. В последние годы в отечественной литературе появилось понятие " выгорания", которое в большинстве случаев рассматривается как " болезнь общения", которое является следствием душевного переутомления (Л.А. Китаев-Смык, 1983).

Практически все авторы выделяют следующие виды симптомов психического выгорания: аффективные; когнитивные; физические; поведенческие и мотивационные. Для объяснения феномена психического выгорания в зарубежной литературе существует три основных подхода: индивидуальный, интерперсональный и организационный.

Исследования, относящиеся к индивидуальному подходу, фокусируются на симптомах, которые испытывают индивиды, подвергшиеся выгоранию. Выгорание рассматривается как синдром, состоящий из многих взаимосвязанных симптомов, в котором ведущим является истощение. Фрустрированные ожидания и цели рассматриваются как главная причина выгорания. К этому подходу можно отнести работы Н. J. Freudenberger и J. Richelson (1980), J. Edelwich и A. Brodsky (1980), S.T. Meier (1983), S.E. Hobfoll и J.R. Freedy, (1993), S.E. Hobfoll и A.Shirom (1993). Основным представителем данного подхода к проблеме выгорания является A. Pines. Опираясь на экзистенциальную психологию, главной причиной выгорания A. Pines считает неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере.

Представители межличностного подхода делают акцент на том, что в большинстве случаев эмоциональные нарушения возникают из повседневного взаимодействия с требовательными, беспокойными реципиентами. Существует ряд теорий, которые пытаются определить роль межличностных взаимодействий на работе в возникновении выгорания: D.H. Harrison (1983), С. Maslach (1993), В.Р. Buunk и W.B. Schaufeli (1993) и др.

Организационный подход основан на том, что организационная среда - наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. Представители данного подхода рассматривают выгорание как негативное организационное поведение, которое влияет не только на индивида, но и на организацию в целом (С. Cherniss, 1980; J.A.. Winnubst, R.T. Golembiewski, 1986 и др.).

Несмотря на имеющиеся различия во взглядах отдельных авторов, во всех подходах отмечается, что выгорание возникает при наличии сильной изначальной мотивации, обусловливается влиянием затяжного стресса, фрустрирующей рабочей среды, и его развитие поддерживается вследствие использования неадекватных стратегий преодоления стресса.

Обилие подходов и направлений при рассмотрении феномена психического выгорания обусловлено воздействием большого числа факторов, его вызывающих. Традиционно эти факторы группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов (А.В. Карпов, В.Е. Орел и др.).

Среди индивидуальных факторов выделяют социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т.д.) и личностные особенности (выносливость, локус контроля, стиль преодоления фрустрирующей ситуации, самооценка и т.д.). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что личностные особенности вносят гораздо больший вклад в развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды (Oktay J.S., 1992; Huebner E.S. & Mills L.B., 1994).

Довольно популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями преодоления фрустрирующей ситуации. Обзор работ, посвященных этой теме, показывает, что высокий уровень выгорания более тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, в то время как активное противодействие стрессу ведет к низкому уровню выгорания (Н. Selye, С. Chemise).

Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является также представительной в области исследования выгорания. В некоторых работах роль этих факторов подчеркивается особо (J. Winnubst, С. Сох, С. Chemise).

Факторы организации труда, влияющие на синдром эмоционального сгорания.

Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливаются через три недели. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.

Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними.

Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны, хотя теоретически можно предполагать наличие положительной связи между этими переменными, что подтверждается рядом исследований. Однако есть и исследования, в которых такая связь между данными переменными не обнаружена. Видимо, отсутствие связи может опосредоваться и другими факторами, в частности, продолжительностью этого контакта. Так, доказано, что продолжительный контакт с одним клиентом в течение рабочего периода может способствовать развитию выгорания.

Более определенную тенденцию обнаруживает сопоставление глубины контакта с клиентами и остроты их проблем. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики, является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Важный фактор, взаимодействующий с выгоранием, - степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения. Практически все исследования подтверждают отрицательную корреляционную зависимость с указанными переменными и выгоранием, хотя отмечается, что связь между последней переменной более тесная. Вместе с тем связь между указанными характеристиками и выгоранием не является линейной. В частности, установлено наличие интравертированной зависимости между степенью самостоятельности в деятельности и эмоциональным истощением. Полученные результаты представляются нам важными и интересными, поскольку согласуются с аналогичными данными в других областях психологии.

Социально-психологические факторы. Пожалуй, один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания – социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.) Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям и, в частности у психологов.

Наиболее значимой для работников является поддержка от начальства и администрации, что отмечается рядом авторов. Более того, некоторые исследователи подчеркивают, что интраперсональные конфликты в группе работников (т.е. по горизонтали) гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение. В некоторых исследованиях отмечается, что социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности и показателями состояния. Работники, получающие эту поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подвержены выгоранию.

По вопросам, касающимся других особенностей социально-психологического взаимодействия в коллективе по вертикали, есть несколько исследований, посвященных изучению влияния стиля руководства на тенденцию к выгоранию у подчиненных. Отмечается незначительная корреляция между этими двумя переменными, причем демократический стиль руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.

Социальная поддержка от коллег и других референтных групп, хотя и в меньшей степени, также является важным фактором в предотвращении выгорания.

Влияние социальной поддержки распространяется на все компоненты выгорания, но наиболее тесная связь отмечается с эмоциональными истощением и деперсонализацией. Ряд исследований показывает, что инструментальная, информационная и эмоциональная поддержки, особенно в условиях ролевого конфликта и большого объема работы, имеют более тесную связь с выгоранием.

Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда и выгоранием проводился в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников, больных, клиентов и т.д.).

Практически все работы, связанные с изучением позиции работников по отношению к своим реципиентам показывают наличие взаимосвязи между данной характеристикой и выгоранием, а также то, что тактика отстранения от клиентов в виде самоотчуждения или отсутствия значимости в своей работе у социальных работников и у медицинского персонала дает низкие или средние значения выгорания. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Учителя, психологи, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрировали высокий уровень выгорания.

Приведенные исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную само эффективность.

Важный фактор – стимулирование работников; эта проблема рассматривалась в русле категории вознаграждения работников за их труд, - материально и моральном, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания. При этом некоторые исследователи отмечают, что для работников в предотвращении выгорания важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что в данном контексте обозначается как справедливость. Есть работы, показывающие, что дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации.

Наконец, последний из организационных факторов, имеющий тесные взаимоотношения с выгоранием, - ролевой конфликт и ролевая двойственность.

Под ролевым конфликтом понимается противоречие между функциями работника, которые он выполняет. Например, работники пенитенциарной системы должны выполнять и педагогические функции (обучения и воспитания), и быть надзирателями.

Ролевая амбивалентность предполагает отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности. Например, медсестра может быть отстранена от получения важной информации о пациенте со стороны врача, что не позволит ей эффективно реализовывать поставленные цели.

Во всех исследованиях, посвященных данному аспекту проблемы, подчеркивается положительная связь между указанными характеристиками и эмоциональным истощением и деперсонализацией, а также отрицательные корреляции с профессиональной эффективностью.

Остановимся на достаточно спорной проблеме доминирующего вклада каждой группы факторов в возникновение выгорания.

Во-первых, факторы рабочей среды присущи большинству профессий не только социальной сферы. Выгорание же является специфическим феноменом, возникающим на фоне эмоционального взаимодействия с реципиентами под влиянием таких факторов, как степень остроты и глубины их проблем, продолжительность и интенсивность контактов с ними.

Во-вторых, в реальной деятельности наблюдается совокупное влияние обеих групп факторов. Например, кратковременный контакт с несколькими пациентами может быть менее стрессогенным, чем глубокий и продолжительный контакт с одним. Кроме того, воздействие факторов не бывает рядоположным, а факторы более высокого порядка, такие как социальные нормы, традиции, могут оказывать влияние через организационные факторы, что нашло свое отражение в «модели реципроктности».

Другая сфера эмпирических исследований, относящихся к выгоранию, - выявление его последствий. Традиционно в качестве конечных результатов синдрома выгорания рассматриваются: эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, идентификация себя с организацией, отношение к труду, увольнение с работы, состояние здоровья.

Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.

Аналогичные данные получены для показателя идентификации себя с организацией, под которой понимается принятие работником целей и ценностей данной организации, осуществление деятельности по реализации этих целей, отстаивание ее интересов и желание сохранить себя ее членом.

Ясная картина представляется при рассмотрении влияния выгорания на отрицательные аспекты профессионального поведения, а именно нарушение трудовой дисциплины и состояние здоровья.

Показателем нарушения трудовой дисциплины в данной группе исследований является невыход на работу. Хотя разные авторы и вкладывают разный смысл в это понятие (частота прогулов, общее их количество, включение невыходов на работу по причине болезни), однако независимо от этого обнаружена положительная зависимость между данным показателем и уровнем эмоционального истощения и деперсонализации, и отрицательная – с уровнем профессиональной эффективности.

Аналогичные данные получены и в отношении связи выгорания и состояния здоровья и самочувствия.

Переход с уровня анализа отдельных факторов, влияющих на выгорание, к более обобщенному уровню предполагает анализ различий в степени выгорания у представителей различных профессий и работников разных видов деятельности внутри одной профессии. Данные относительно уровня выгорания у представителей различных профессий приведены в табл. 4.

Таблица 4

 

Средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп (в %)

 

Компоненты выгорания Профессиональная группа Эмоциональное состояние Деперсона-лизация Профессио-нальная эффектив-ность
Учителя школ 21, 25 11, 0 33, 54
Преподаватели вузов 18, 57 5, 57 39, 17
Социальные работники 21, 35 7, 46 32, 75
Работники медицины (врачи и медсестры) 22, 19 7, 12 36, 53
Работники службы психического здоровья (психологи, психотерапевты, обслуживающий персонал) 16, 89 5, 72 30, 87
Другие профессии: (юрискон-сульты, адвокаты, офицеры полиции, офицеры службы надзора, священники, библиотекари, работники агенств) 21, 42 8, 11 36, 43

 

Из приведенной таблицы видно, что к наиболее склонным к выгоранию относятся представители педагогической сферы, социальные работники и медики, что подтверждается и рядом исследований.

Внутрипрофессиональные различия в выгорании также представляются интересными. Установлено, что уровень обучения и специфика преподаваемой дисциплины дают разную степень выгорания. Например, учителя начальных классов имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги - учителя более старших классов, учителя музыки оказываются более склонными к выгоранию, чем преподаватели математики, а уровень выгорания у учителей физического воспитания ниже, чем у учителей-предметников.

Анализ сравнения выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обусловливается не отдельным фактором профессии, а целым ее комплексом. Поэтому можно предположить, что те спорные вопросы и проблемы, которые возникают при анализе влияния отдельных независимых факторов, могут быть отражением совокупного влияния профессии, ее социального статуса, престижа в обществе и других характеристик (Т.В.Форманюк, 1994).

Методы диагностики. Активные исследования феномена психического " выгорания" в течение последних двух десятилетий позволили зарубежным ученым создать целую группу методов диагностики " выгорания".

Наиболее известный и пользующийся популярностью за рубежом опросник MBI (Maslach Burnout Inventory), создан С. Maslach & S.E. Jackson в 1979 году. Вариант, предназначенный для учителей (MBI - ES (Educators Survey), был адаптирован на отечественной выборке Т.В.Форманюк в 1994 году.

Вторым по широте применения и известности является опросник ВМ (Burnout Measure), созданный A. Pines и E.Aronson в 1988 году.

Для изучения уровня " выгорания" среди учителей в 1984 году В.A. Farber создал шкалу Т A S (Teachers Attitudes Scale), измеряющую общее чувство эмоционального выгорания, профессиональную мотивация и удовлетворенность от работы с учениками.

В 1984 году М. J. Fimian создал опросник Teacher Stress Inventory (TSI), который направлен на диагностику личностного и организационного аспекта " выгорания" учителей. Опросник адаптирован на русскоязычной выборке Рукавишниковым А.А. Им же был разработан и валидизирован авторский Опросник Психического Выгорания для исследования влияния личностных особенностей и организационных факторов на формирование феномена психического выгорания у педагогов.

 

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

 

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте " да" или " нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Вопросы

 

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: " Не делай людям добра, не получишь зла".

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в " ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с " ключом" осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов " выгорания", 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования " выгорания", 3) находится итоговый показатель синдрома " эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

" НАПРЯЖЕНИЕ"

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+ 1 (2), + 13 (3), + 25 (2), -37 (3), + 49 (10), + 61 (5), -73 (5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2 (3), + 14 (2), + 26 (2), -38 (10), -50 (5), + 62 (5), + 74 (3)

3. " Загнанность в клетку":

+ 3 (10), + 15 (5), + 27 (2), + 39 (2), + 51 (5), + 63 (1), -75 (5)

4. Тревога и депрессия:

+ 4 (2).+ 16 (3), + 28 (5), + 40 (5), + 52 (10), + 64 (2), + 76 (3)

" РЕЗИСТЕНЦИЯ"

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+ 5 (5), -17 (3), + 29 (10).+ 41 (2), + 53 (2), + 65 (3), + 77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+ 6 (10), -18 (3), + 30 (3), '+ 42 (5), + 54 (2), + 66 (2), -78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+ 7 (2), + 19 (10), -31 (2), + 43 (5), + 55 (3), + 67 (3), -79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8 (5), + 20 (5), + 32 (2), -44 (2), + 56 (3), + 68 (3), + 80 (10)

" ИСТОЩЕНИЕ"

1. Эмоциональный дефицит:

+ 9 (3), + 21 (2), + 33 (5), -45 (5), + 57 (3), -69 (10), + 81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+ 10 (2), + 22 (3), -34 (2), + 46 (3), + 58 (5), + 70 (5), + 82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11 (5), + 23 (3).+ 35 (3), + 47 (5), + 59 (5), + 72 (2), + 83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+ 12 (3), + 24 (2), + 36 (5), + 48 (3), + 60 (2), + 72 (10), + 84 (5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома " эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме " эмоционального выгорания".

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса - " напряжение", " резистенция" и " истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома " выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается " истощение";

- объяснимо ли " истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику " выгорания", или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное " выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Предотвращение «синдрома выгорания». В представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния.

Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома является личностная психологическая подготовка специалистов помогающих профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии, сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Так, исследование, проведенное Т.В. Румянцевой, показало, что чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля педагога, тем меньше проявляется у него синдром эмоционального выгорания в целом и тенденция развивать негативное отношение к своим ученикам в частности. Эти результаты показывают, что истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

В этой связи интересным представляется экзистенциально-гуманистический подход к преодолению эмоционального выгорания, который говорит о недостаточности понимания феномена сгорания как разновидности профессионального стресса. Н.В. Гришина, например, утверждает, что состояние выгорания тесно связано также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.

Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами с целью реабилитации специалистов.

Нужно признать, что проблема оказания учителем психологической помощи не нова. В литературе приводится описание психокоррекционных программ и психотехнических упражнений для учителей (Клюева Н.В., 1992, Самоукина Н.В., 1995, Яценко Т.С., 1987).

Однако для современной образовательной среды необходимы комплексные программы, целью которых является профилактическая и психокоррекционная работа непосредственно с состоянием эмоционального выгорания у педагогов.

Целенаправленная психологическая помощь в этой области создаст необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своем личностном и профессиональном развитии у педагогов, а также будет способствовать восстановлению и поддержанию психологического здоровья в школьных коллективах.


3.4. Профилактика профессиональной деформации педагога*

 

Среди преподавателей бытует выражение " педагог - это не профессия, а образ жизни". Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома преподаватель остается педагогом, то есть оценивает, поучает, наставляет всех домашних и родных. И это верный симптом того, что в психологии называется " профессиональной деформацией личности". Однако профессиональная деформация наблюдается не только у педагогов, но и у большинства профессий типа " человек-человек".

Что же такое профессиональная деформация, и как она влияет на эффективность работы?

В узком смысле - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, такие психологические изменения, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. В одних профессиях, как, например, менеджеры разного уровня управления, врачи, работники госструктур и силовых структур, имеется много опасностей профессиональной деформации, в других - меньше.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Как же проявляется профессиональная деформация? Чаще всего встречается статусная деформация, когда учитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности педагога к конкретным условиям педагогической деятельности, в результате у него формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в профессиональной среде модели поведения.

При более глубоком уровне деформации у педагога появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

При крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Так как личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром " эмоционального выгорания".

Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой. В практике консультирования наблюдаются несколько вариантов несоответствия, которое приводит к возникновению синдрома " выгорания".

Прежде всего, это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями, когда руководители предъявляют повышенные требования к личности. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии это сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.

Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой школьной администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого тотального контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у педагога возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идет привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Синдром эмоционального сгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. " Выгорание" - это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда данный синдром отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами.

Изучая " выгорание" у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление " инфекционно": те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание " выгорающих".

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы " выгорания", можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При " эмоциональном сгорании" налицо все три фазы стресса:

- нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты. Все это сопровождается следующими симптомами: " переживания психотравмирующих обстоятельств"; " неудовлетворённости собой"; " загнанности в клетку"; " тревоги и депрессии";

- сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: " неадекватного избирательного эмоционального реагирования", " эмоционально-нравственной дезориентации", " расширения сферы экономии эмоций", " редукции профессиональных обязанностей", то есть выборочного выполнения профессиональных функций;

- истощение, характеризующееся оскуднением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: " эмоционального дефицита", " эмоциональной и личностной отстранённости", " психосоматических нарушений".

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.

У некоторых ученых сложились весьма пессимистичные умозаключения относительно неизбежности синдрома " эмоционального выгорания" у профессионалов в сфере общения. Они заявляют, что феномен возникнет непременно, это является только вопросом времени.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности*.

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование " тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны " тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо " убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к " выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большиие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность " выгорания" значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.


Контрольные вопросы

1. Что такое устойчивость к стрессу и как меняются копинг стратегии педагогов в зависимости от стажа работы в школе?

2. Какие типы психотехнических упражнений для гармонизации внутреннего мира можно рекомендовать педагогу?

3. Какие средства используются для защиты от манипуляций и отказа от манипулирования другими людьми?

4. Что такое синдром выгорания, каковы его симптомокомплексы?

5. Как можно профилактировать профессиональные деформации учителя?

Темы для семинарских занятий

1. Методы личностного роста педагога.

2. Активные формы работы психолога с педагогами.

3. Психотехнические упражнения для педагогов.

4. Профессиональная деформация личности.

5. Синдром эмоционального выгорания.

Задания для самостоятельной работы

1. В течение 3—5 мин записывайте любые ассоциации к слову «воспитатель». Прочитайте полученный список, выберите три слова, наиболее полно отражающие суть этого понятия, аргу­ментируйте свой выбор.

2. Проведите игровое проектирование «Путь к самоопределе­нию», оцените достоинства и недостатки методики.

3. Используйте психотехнические упражнения в собственном опыте.

4. Проведите тест эмоционального выгорания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безносов С.П.Профессиональная деформация личности. – СПб., 2004.

2. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. - М., 1996.

3. Ладзина Н. Профессиональная деформация личности: можно ли ее избежать? //Вопросы психологии, 2002. - № 8.

4. Литвак М. Е. Как стать счастливым. - Ростов н/Д., 1995.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.

6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или Как стать собственным психотерапевтом. - М., 1992.

7. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.058 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал