![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры-коммуникации
Для успешного выполнения педагогической деятельности воспитатель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у педагогов внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения. Игровые упражнения: «Мышечная броня», «Маска релаксации», «Давление», «Поставь себя на место другого», «Монолог с двойником», «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие», «Я—педагог», «Я—жена», «Я—мать», «Анонимный список претензий», «Ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений педагога с учащимися, коллегами, родителями и собственной семьей. Б. Методы самоактуализации педагога. В педагогическом общении каждый педагог использует свой индивидуальный стиль, свои способы влияния на детей. Одни педагоги (авторитары) открыто заявляют о своих целях и жестко добиваются их реализации. Они действуют по принципу «цель оправдывает средства». Другие (манипуляторы) скрывают свои истинные намерения, используя более мягкие средства воздействия, заставляющие ребенка жить по сценарию педагога, не замечая этого. Третьи (актуализаторы) искренне сообщают о своих намерениях, приглашают к совместному обсуждению выбора средств их достижения, глубоко верят в себя и своих воспитанников, их возможности. Манипуляция — вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (Е.Л.Доценко, 1996). В практическом смысле манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимое настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением. Педагогическое манипулирование не является полноценным общением, это его замена, суррогат. Оно всегда характеризуется формулой «субъект — объект». При этом выступающий в роли объекта ученик утрачивает активность, но зато развивает реактивность в виде агрессивности, тревожности и т.п. Педагог-манипулятор личностно закрыт от ученика. Он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом комфорте ребенка, не анализирует, что тот чувствует, как он относится к учителю, обучению, школе. Педагог расчетливо реализует в деятельности свои профессиональные, а иногда и личностные цели. Некоторые исследователи полагают, что манипулирование деструктивно по своим последствиям как для адресата, так и для самого манипулятора. Личностная структура адресата упрощается, он искусственно задерживается в своем развитии, «роботизируется». Другие утверждают, что манипуляция, использование психологических автоматизмов — неизбежное явление общества эпохи «карнегизации». Подавляющее большинство педагогических систем, предполагающих обучение, воспитание, формирование, также предполагает манипулятивное воздействие на ребенка. Однако воспитательное воздействие обязательно включает и поддержку ребенка в его личностном росте. Потерпевший же от манипуляции ребенок страдает из-за того, что обвиняет себя, а не манипулятора в неверном выборе, когда поступок уже совершен. Возникшее состояние создает картины внутреннего разлада, нарушение целостности личности. Деформация или задержка личностного роста для педагога-манипулятора чревата еще большими последствиями. Он сам является инициатором, а не жертвой. Со временем он создает целую систему манипулятивных средств, от которых не может отказаться. Технология манипулятивного воздействия требует внутренней раздвоенности и ведет к дезинтеграции личности. Педагог не только может быть манипулятором, но и сам является жертвой манипулирования со стороны администрации, коллег, детей, собственной семьи и т.д. Поэтому очень важно научить его, с одной стороны, поведению самоактуализирующейся личности, а с другой стороны — конструктивным способам защиты от манипуляций. Возможные индикаторы манипуляции, о которых должен знать педагог: а) дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения; б) деформация в соотношении выигрыш — плата; в) наличие силового давления на личность; г) необычность ситуации взаимодействия (необычность мишеней воздействия, компоновки информации, несоответствие вербального и невербального поведения, стремление вызвать стереотипную реакцию); д) необычность психологических реакций адресата (появление психологических автоматизмов, регрессия к инфантильным реакциям, скоропалительное принятие решений, состояние суженности сознания, изменение фоновых состояний — суетливость, напряженность, агрессия, обида и др.). Типология защитных действий Основной мишенью манипулятивных воздействий являются собственно-личностные (мотивационные) структуры, а основной деструктивный эффект — их расщепление. Таким образом, защита от манипуляции есть в первую очередь защита своей личности, сопротивление созданию в ней «пятой колонны», уничтожение и изгнание «перебежчиков» — структур, объективно работающих на пользу манипулятора (Е.Л. Доценко). Отталкиваясь от филогенетически исходных форм самозащиты, можно выделить шесть основных способов противодействия манипуляторам. 1. Уход — увеличение дистанции, прерывание контакта, выведение себя за пределы достигаемости влияния, смена темы беседы, уклонение от встреч, отчуждение, отказ от контакта. 2.Изгнание— увеличение дистанции, удаление агрессора, осуждение, насмешки, ответная агрессия, уничтожение. 3. Блокировка— контроль воздействия, смысловые барьеры (мне трудно понять...), ролевые рисунки (я на работе...), ограждение себя, самоизоляция. 4. Управление— контроль воздействия, влияние на его характеристики (плач, вздохи, подкуп и т.д.), помыкание, подчинение другого. 5. Замирание—контроль информации о самом субъекте, сокращение подачи, искажение, оцепенение, подавленность. 6. Игнорирование—контроль информации, ее сокращение, стереотипизация, умаление степени угрозы, утрата адекватного восприятия, иллюзии. Психотехники совладания Совладать с собой в контексте защиты от манипуляции означает не позволить манипулятору достичь своих целей. Педагог может это сделать в трех формах: а) не допустить поражения внутренних мишеней адресата — таких, как побудители активности (потребности, склонности, идеалы); регуляторы активности (установки, нормы, убеждения, оценки, верования); когнитивные структуры, операциональный состав деятельности (способ мышления, стиль мышления, привычки, умение, квалификация); психические состояния (фоновые, функциональные); б) задержать автоматические реакции на выходе, не позволить появиться ожидаемым манипулятором чувствам и поведению, перенаправив энергию на анализ ситуации; в) привести свой личностный аппарат в такое состояние, когда внешнее воздействие не способно произвести разрушительный эффект (разотождествление). Не менее важная сторона работы психолога — обучение тому, как не манипулировать другими. Обращаясь к манипуляторам, Э. Шостром предлагает использовать уже готовые личностные предпочтения в средствах достижения цели (чаще деструктивные) таким образом, чтобы на их основе можно было создавать более конструктивные. Манипуляция Майевтика Поиск односторонней Взаимовыгодное сотрудничество выгоды Скрытое воздействие Явное открытое воздействие Опора на автомати- Развитие творческого потен- ческие и стереотипные циала реакции обеих сторон Создание илллюзий не- Двухстороннее принятие от- зависимости ветственности Преследование целей, Заинтересованность в совмес- в которых собеседник тном результате не заинтересован Итак, закономерности личностного роста дают возможность альтернативного выбора между самоактуализацией и манипулированием. Если психолог помогает педагогу избрать первый путь, необходимо развивать его способности к самопознанию, самопринятию, самоотдаче, что и является дорогой к самоактуализации. В. Методы активизации личностных регуляторов профессиональной деятельности педагога. Психологический механизм формирования и развития профессионализма как подструктуры личности может быть представлен следующим образом. Педагог в процессе самосознания, самооценки и саморегуляции своих психических состояний раскрывает внутренние причины затруднений и овладевает средствами их преодоления. Однако трудности педагогической профессии порождают, как правило, ситуацию внутреннего конфликта. Активный путь разрешения внутреннего конфликта характеризуется тем, что личность инициирует воздействие на источник противоречия с целью преодоления его причин. Реактивный путь предлагает преодоление противоречий за счет включения защитных механизмов. Причинами, блокирующими личностные регуляторы профессионального роста, являются неадекватность практического действия педагога его собственным ценностным ориентациям и мотивам деятельности (педагоги-«теоретики»); активная организация практической деятельности на фоне авторитарных ценностных ориентаций и мотивов деятельности (педагоги-«практики»); неспособность практически освоить профессиональные умения и навыки на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«неудачники»). Работа психолога с педагогами по активизации личностных регуляторов поведения должна строиться на следующих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентаций над практико-ориентированными; адекватность логики педагогической рефлексии; интегрированность человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обучения в зависимости от конкретного опыта и характера затруднений педагогов. Основным методом обучения педагогов в этом аспекте является развивающая педагогическая игра. Цель игры, как и цель педагогической деятельности, не должна быть подчинена узкой производственной необходимости. Она познавательна и созидательна. Ее продукт не предназначен для немедленного перенесения на реальную деловую почву. Он ценен как результат опредмечивания способностей игрока. Игровая модель не должна полностью задаваться ведущим.По ходу игры сохраняется полная свобода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, актер, управленец, исследователь, философ и др. Главную функцию в активизации личностных регуляторов поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для педагога, обеспечивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психолога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не учителя» стимулирует различные личностные возможности педагогов, способствует корректировке их соответствия со своими индивидуальными особенностями. Цикл игр с педагогами включает пять основных блоков: личность, совместная деятельность, средовая адаптация, творчество и педагогическая концепция. Ниже приводится иллюстрация методики одной из таких игр (М.В.Каминская, 1995). 1. Игровое проектирование «Путь к самоопределению» Данное занятие проводится с целью оказания помощи учителю в осознании общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства. В ходе занятия учителю оказывается помощь в формировании перспективных педагогических идей, на основе которых можно успешно развивать профессионализм независимо от стажа работы в школе.
|