Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа






Муниципального общеобразовательного учреждения

" Рождественская средняя общеобразовательная школа"

учителя информатики

первой квалификационной категории

Илюхиной Екатерины Викторовны

 

по технологии

10-11 класс

 

 

2015 - 2016 учебный год

Истринский муниципальный район

с. Рождествено


Содержание:

1. Пояснительная записка...........................................................................3-6

2. Содержание курса.................................................................................7-12

3. Тематическое планирование..............................................................13-17

4. Планируемые результаты курса..........................................................18

5. Оценивание качества подготовки учеников по информатике.........19-20

6. Литература..............................................................................................21

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

1. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов

2. Компьютерный практикум

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

В приложении 1 (таблица 1) показано соответствие содержания разделов учебника содержанию Образовательного стандарта и Примерной программы по курсу «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень). Нумерация разделов стандарта и программы выполнена авторами без какого-либо искажения их формулировок и последовательности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

· Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

· Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

· Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

· Линию компьютерных коммуникаций ( информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

· Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может адаптировать эти задания.

Задания из первого раздела практикума могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной. Ученикам, имеющим домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения.

Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».

Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе. Имеющиеся здесь задания на работу с Интернетом ориентированы на использование клиент-программы электронной почты и браузера фирмы Microsoft. Однако они легко могут быть адаптированы и к другим аналогичным программным продуктам, поскольку используемые возможности носят общий характер. Более жесткую привязку к типу ПО имеют задания на работу с базой данных и электронными таблицами. В первом случае описывается работа в среде СУБД MS Access, во втором – MS Excel. При необходимости задания этого раздела могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.

При увеличении учебного плана (более 70 часов) объем курса следует расширять, прежде всего, путем увеличения объема практической части. Дополнительные задания для практикума следует брать из соответствующих разделов задачника-практикума по информатике.

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса.

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.

 

 

Содержание курса

10 класс.

Тема 1. Измренеие информации

Различные подходы к измерению количества информации в сообщении определяются различием подходов к определению самого понятия «информация». Содержательный подход к измерению информативности сообщения основан на определении К.Э. Шеннона, что информация – это снятая неопределенность. Неопределенность некоторого события связывают с количеством возможных исходов данного события. Алфавитный подход исходит из того, что любое сообщение можно закодировать конечной последовательностью символов некоторого алфавита. Информативность последовательности символов, согласно А.Н. Колмогорову, определяется минимально необходимым количеством символов для кодирования этого сообщения. В школьном курсе информатики следует рассмотреть оба подхода.

Изучение содержательного подхода к измерению информативности сообщения в школьном курсе «Информатика и ИКТ» позволяет грамотно, и с методической точки зрения верно, ввести единицу измерения информации – бит. Алфавитный подход дает возможность перейти к более крупным единицам измерения информации (байт, килобайт и т.д.), установить взаимосвязь между количеством информации в сообщении и количеством двоичных цифр (binary digit), циркулирующих в компьютере. Отметим, что алфавитный подход следует изучать после содержательного подхода, показывая согласованность обоих подходов, их возможности и ограничения при нахождении количества информации в сообщении.

При обучении основам теории информации следует учитывать математическую подготовку учащихся основной школы. Предполагается проблемное изложение материала учителем, что позволит активизировать мыслительную деятельность учащихся, даст возможность в доступной форме показать учащимся образец научного познания информационной сущности окружающего мира.

Постановка проблемы: «Каким образом можно измерить информацию?» уместна после рассмотрения понятия информации на интуитивном уровне, видов информации по способу восприятия, свойств информации, видов знаний. После того как учащиеся придут к утверждению, что информативным для человека является сообщение, которое пополняет знания человека, можно обсуждать возможность измерения информативности сообщения, то есть вопрос количественной оценки информации в сообщении.

 

Тема2. Основы логики и логические основы компьютера

Упрощённо можно представить работу компьютера как некоторого устройства, производящего обработку двоичных сигналов, соответствующих 0 и 1. Такую обработку в любом компьютере выполняют так называемые логические элементы, из которых составляются логические схемы, выполняющие различные логические операции. Реализация любых логических операций над двоичными сигналами основана на использовании логических элементов трех типов: И, ИЛИ, НЕ.

Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера, поскольку основной системой счисления в компьютере является двоичная, в которой используются цифры 1 и 0, а значений логических переменных тоже два: “1” и “0”.

Из этого следует два вывода:

одни и те же устройства компьютера могут применяться для обработки и хранения как числовой информации, представленной в двоичной системе счисления, так и логических переменных;

на этапе конструирования аппаратных средств алгебра логики позволяет значительно упростить логические функции, описывающие функционирование схем компьютера, и, следовательно, уменьшить число элементарных логических элементов, из десятков тысяч которых состоят основные узлы компьютера.

 

Тема3. Исполнитель Робот

К " Роботу" относится меню " Робот" главного окна системы Кумир (полностью), а также две команды из других меню — " Редактировать стартовую обстановку" меню " Инструменты" и " Перехватывать команды пульта" меню " Редактирование"

Меню Робот содержит следующие строки:

∙ Показать поле Робота

∙ Напечатать обстановку

∙ Сохранить обстановку в файл

∙ Сменить стартовую обстановку

∙ Вернуться в стартовую обстановку

∙ Пульт Робота

Для действий " Показать поле Робота" и " Пульт Робота" есть инструментальные кнопки на главной панели.

∙ Показать поле Робота — делает видимым окно наблюдения за Роботом.

∙ Напечатать обстановку — создает файл в формате PDF, изображающий текущую обстановку в цветном или в черно-белом варианте.

∙ Сохранить обстановку в файл — создает текстовый файл с описанием обстановки во внутреннем формате.fil. Этот файл в дальнейшем может быть загружен в качестве стартовой обстановки (команда " Сменить стартовую обстановку" ниже) или при редактировании стартовой обстановки (команда " Открыть" окна редактирования стартовой обстановки). Использует стандартный диалог. О выборе директории по умолчанию

∙ Сменить стартовую обстановку — устанавливает новое имя файла стартовой обстановки (с помощью стандартного диалога) и загружает саму стартовую обстановку.

∙ Вернуться в стартовую обстановку — делает стартовую обстановку текущей.

∙ Пульт Робота — делает видимым пульт Робота.

Тема4. Программирование на языке Pascal

Данный язык разработан швейцарским профессором Николаусом Виртом специально обучению программированию. К особенностям языка относится его структурность. То есть программа разбивается на более простые, не пересекающиеся блоки, те, в свою очередь, еще на более простые. Это облегчает программирование. В 1979 году этот язык был утвержден в качестве стандартного. Вирт назвал его в честь французского ученого Блеза Паскаля. Данный язык прост, логичен эффективен.

Тем не менее, первоначально язык обладал множеством недостатков: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. п.

Тема5.Работа с электронными таблицами

 

Электронные таблицы (ЭТ) – это программа для математической, статистической и графической обработки текстовых и числовых данных. Они позволяют автоматизировать выполнение однотипных вычислений и пересчета с изменяющимися исходными данными, а также обрабатывать числовую информацию в массиве баз данных, анализировать финансы, доходы, налоги и так далее. Это программное обеспечение использует столбцы и строки для выполнения математических операций над введенными ранее данными. В ячейки электронной таблицы можно вносить текст, числа, формулы. Электронные таблицы часто используются в качестве простых баз данных или как приложение для построения графиков и диаграмм. В настоящее время разработано большое количество электронных таблиц:

Microsoft Excel, Lotus 1-2-3, Corel, Calc, Works, QuattroPro,

Суперплан и другие. Среди них выделяют коммерческий продукт —

Microsoft Excel и открытый продукт — OpenOffice.org Calc.

Данное учебное пособие посвящено электронным таблицам

OpenOffice.org Calc из состава пакета OpenOffice.org.

Calc предлагает широкий набор функциональных средств по

обработке табличных данных:

. создание и редактирование электронных таблиц с применением

богатого набора встроенных функций;

. оформление и печать электронных таблиц;

. проверка орфографии;

. построение диаграмм и графиков различной степени наглядности

и детализации;

. работа с электронными таблицами как с базами данных:

фильтрация, сортировка и т.д.

. статистическая обработка данных;

. возможность создания макросов и др.

Электронные таблицы активно используются учителями в школьной деятельности: для проведения уроков по различным предметам (подготовка методических и дидактических материалов к уроку, подготовка отчётных докладов по результатам самостоятельной работы школьников, ведение электронных журналов и т.п.), а также административными кадрами (отчёты деятельности образовательного учреждения и т.п.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал