Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, виды, порядок подачи и рассмотрения ходатайств в уголовном процессе
Ходатайство — это официальное обращение определенного законом участника уголовного судопроизводства, адресованное компетентному государственному органу (суд, орган дознания) или должностному лицу (дознаватель, следователь или судья), с просьбой о принятии каких-либо процессуальных решений либо о производстве отдельных процессуальных действий с целью установить обстоятельства, имеющие значение для уголовного ■ дела или обеспечить его права и законные интересы. Следует иметь в виду, что закон (ст. 119. УПК РФ) не ограничивает перечень процессуальных действий и решений, о проведении которых могут ходатайствовать участники уголовного судопроизводства и о необходимости производства которых может последовать ходатайство. К кругу лиц, имеющих право заявлять ходатайства, в соответствии со статьей 119 УПК РФ относятся: подозреваемый; обвиняемый; защитник; законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; потерпевший; частный обвинитель; эксперт; гражданский истец, гражданский ответчик; законный представитель и представитель потерпевшего, гражданского истца и ответчика; государственный обвинитель. Тем не менее указанными участниками уголовного судопроизводства данный перечень не ограничивается. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу правом подачи ходатайства, как минимум, обладают: дознаватель, следователь (ч. 3 ст. 144, ст. 165 и др.); начальник подразделения дознания (об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела — п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ); свидетель (п. 5 ч. 4 ст. 56); личный поручитель (ч. 2 ст. 103); кандидат в присяжные заседатели (ч. 5 и 6 ст. 328); законный владелец изъятых и приобщенных к уголовному делу документов (ч. 3 ст. 84); заслуживающее доверия лицо (ч. 2 ст. 103); заинтересованные лица или учреждения (п. 3, 5 ч. 3 ст. 81); близкие родственники (ч. 3 ст. 398); лицо, отбывшее наказание (ч. 1 ст. 400). 127 Часть первая. Общие положения Действующее уголовно-процессуальное законодательство не ограничивает право подачи ходатайств каким-либо сроком — оно может быть заявлено в любой момент производства по уголоэному делу. Кроме того, Кодекс не предусматривает особых требований к содержанию и форме ходатайств (ст. 120). В связи с этим оно может быть как письменным,, так и устным. В соответствии с принципом языка уголовного судопроизводства * при заявлении ходатайства лицо может использовать родной язык! или любой другой язык, которым оно владеет (ч. 2 ст. 18 УПК РФ). Однако из вышеобозначенного общего правила имеются некоторые исключения, касающиеся ходатайств, предусмотренных; процедурой принятия решения о применении отдельных мер уголовно-процессуального принуждения (заключение под стражу, временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от долж-ч ности и т.п.), производстве отдельных следственных действий! (контроль и запись переговоров, обыск в жилище и др.). Данные5 ходатайства облекаются в предусмотренную законом процессуальную форму постановлений и составляются на языке, на котором ведется уголовное судопроизводство, однако их суть от этого не меняется... ' При этом отклонение компетентным должностным лицом или органом заявленного ходатайства не лишает заявителя права повторного обращения. В соответствии со статьей 121 УПК РФ ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех же случаях, когда принятие немедленного решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления. Отметим, что указанный срок установлен законом применительно к ходатайствам, подаваемым участниками уголовного судопроизводства, перечисленными в статье 119 УПК РФ. Что касается ходатайств, подаваемых другими участниками процесса, то порядок их подачи и рассмотрения является составной частью процедуры принятия решения о применении отдельных мер принуждения, о производстве отдельных процессуальных действий или принятии соответствующих процессуальных решений, а поэтому регламентируется нормами прямого действия соответствующего процессуального института. По результатам рассмотрения ходатайства дознаватель, следе ватель или судья выносят мотивированное постановление (суд — Ч Глава VII. Ходатайства и жалобы в уголовном процессе определение) об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении. Любое из указанных решений может быть обжаловано как прокурору, руководителю следственного органа, так и в суд (ст. 122 УПК РФ). § 2. Сущность и значение обжалования в уголовном судопроизводстве Обжалование представляет собой уголовно-процессуальный институт, устанавливающий в соответствии с законом порядок подачи, приема, рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство и разрешаю-. щих уголовное дело по существу. Более того, право на обжалование процессуальных действий и решений в современном уголовном судопроизводстве закреплено в качестве принципа (ст. 19 УПК РФ). Из анализа норм, регламентирующих данный институт, следует, что правом обжалования обладают все участники уголовного судопроизводства, без каких-либо исключений. Однако следует учесть, что это право они могут реализовать лишь в том случае, если процессуальные действия или решения затрагивают их собственные интересы, интересы представляемых ими лиц или интересы правосудия. Последнее чаще всего касается должностного лица, осуществляющего расследование (следователя или дознавателя), при обжаловании им указаний соответственно руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания. Помимо участников уголовного судопроизводства действующий закон предоставил такое право и иным лицам, чьи интересы затрагиваются производимыми в ходе уголовного судопроизводства действиями и принимаемыми решениями (ст. 123 УПК РФ). Круг таких лиц, физических или юридических, законом не ограничен. Таким образом, к ним могут быть отнесены любые граждане, предприятия, учреждения и организации, оказавшиеся по той или иной причине в сфере производства по уголовному делу. Закон не содержит каких-либо специальных требований к форме и содержанию жалобы (исключением являются жалобы, подаваемые, в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства). В соответствии с частью 2 ст. 18 УПК РФ жа- 129 Часть первая. Общие положения лоба может быть подана на родном языке заявителя или любом другом языке, которым он владеет. Отсутствие специально установленной законом формы и вида жалобы создает благоприятные условия для ее принесения, является одним из средств, дополнительно гарантирующих свободу обжалования1. В зависимости от адресата можно выделить три вида обжалования: обжалование прокурору, руководителю следственного органа и в суд. Однако в ряде случаев процедура обжалования предусматривает возможность альтернативной подачи жалобы прокурору или в суд, а равно одновременное ее направление обоим указанным субъектам. В данном случае вопрос решается по усмотрению заявителя. Решения, принятые по жалобе прокурором, руководителем следственного органа или судьей, не являются окончательными и также могут быть обжалованы в.предусмотренном законом порядке. § 3. Порядок рассмотрения жалоб прокурором, руководителем следственного органа По общему правилу к прокурору заинтересованное лицо обращается с жалобой в тех случаях, когда оно не согласно с действиями (бездействием) и решениями дознавателя, к руководителю*-следственного органа — когда имеется несогласие с действиями | (бездействием) и решениями следователя2. Указанные жалобы могут быть поданы как лично прокурору, руководителю следственного органа, так и через канцелярию куратуры, соответствующего следственного органа или через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которог обжалуются. М, 1 См.: Химичева О.В. Ходатайства и жалобы: Лекция-консультация. 2002. - С. 15.. • 2 К прокурору можно обращаться и с жалобой на действия (бездействие) и решения следователя, однако полномочия прокурора по рассмотрению данных жалоб весьма ограничены. При согласии с содержащимися в ней доводами прокурор вправе обратиться к следователю с письменным требованием об устранении нарушений закона, однако при несогласии следователь вправе сообщить об этом руководителю следственного органа. В дальнейшем прокурор вправе обращаться с требованием к руководителю вышестоящего следственного органа. Глава VII. Процессуальные акты, сроки, издержки Закон четко регламентирует сроки рассмотрения жалоб. В частности, в соответствии с частью 1 ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение трёх суток со дня ее получения. И лишь в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем в обязательном порядке извещается заявитель. Рассмотрение жалобы образует систему проверочных действий, заключающихся в изучении содержания и существа поданной жалобы, материалов уголовного дела, получении необходимых сведений и объяснений от заявителя и должностных лиц, чьи действия или решения обжалуются. Процессуальным результатом рассмотрения прокурором, руководителем следственного органа жалобы является вынесение им мотивированного постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. В случае удовлетворения жалобы в постановлении указываются меры, принятые с целью устранения выявленных нарушений. О принятом решении и о порядке его обжалования прокурор должен уведомить заявителя. Причем сроков такого уведомления закон не предусматривает, указав лишь на незамедлительность осуществления этого действия. Это позволяет предположить, что прокурор, руководитель следственного органа должен уведомить о своем решении заявителя не позднее 24 часов с момента его принятия. Решение прокурора, руководителя следственного органа, принятое по результатам рассмотрения поступившей к нему жалобы, может быть обжаловано вышестоящему прокурору, вышестоящему руководителю следственного органа, " причем не только заявителем, но и любым другим лицом, чьи интересы были затронуты вынесенным решением. § 4. Судебный порядок рассмотрения жалоб Уголовно-процессуальный кодекс не устанавливает перечень действий (бездействия) и решений государственных органов, их должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, которые могут быть обжалованы в суд. Вместе с тем в части 1 ст. 125 УПК РФ указан критерий, позволяющий определить такие 131 Часть первая. Общие положения действия и решения — их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию. Условно жалобы, рассматриваемые в судебном порядке, можно разделить на три группы. Первую составляют жалобы на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования и прокурора. Вторую — жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства, а также жалобы на приговоры, определения и постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, не вступившие в законную силу. Третью представляют собой жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу. В зависимости от категории жалобы различается и процедура ее рассмотрения. Что касается двух последних категорий жалоб, то процедура их достаточно детально регламентирована соответственно институтами апелляционного (гл. 43 УПК РФ), кассационного (гл. 441 УПК РФ), надзорного производства (гл. 48 УПК РФ) и институ-1 том возобновления производства по уголовному делу ввиду новых! или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК РФ). Порядок^ производства в этих инстанциях будет анализироваться в соответствующих разделах курса, а поэтому рассмотрим лишь процедуру разрешения судьей заявлений первой категории. Жалоба на действия (бездействие) и решения органов предва-j рительного расследования или прокурора подается в суд по месту! производства уголовного дела самим заявителем либо его защит- i ником, законным представителем или представителем непосред-1 ственно или через должностное лицо, в производстве которого! находится уголовное дело. Закон устанавливает достаточно жесткие сроки рассмотрения! судьей жалоб на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования и прокурора. В соответствии с частью 3 ст. 125 УПК РФ этот срок не должен превышать пяти суток. Судья, принявший жалобу к своему рассмотрению, уведомляет! всех заинтересованных лиц, а также прокурора о месте и време* ее рассмотрения. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении! с их участием, не является препятствием для рассмотрения жало-J бы судом. Рассмотрение жалобы осуществляется в открытом су- \ дебном заседании. Глава VIII. Процессуальные акты, сроки, издержки Судебное заседание начинается с объявления жалобы, подлежащей рассмотрению, разъяснения явившимся в судебное заседания лицам их прав и обязанностей. Затем заявителю (если он участвует в заседании) предоставляется возможность обосновать поданную им жалобу, после чего заслушиваются другие участники судебного заседания. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит решение либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения-. Указанные решения облекаются в форму мотивированного постановления, где судья должен указать, какие именно факты или обстоятельства положены в основу принятого по жалобе решения. Копия данного постановления направляется заявителю, прокурору и руководителю следственного органа. Глава VIII ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АКТЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
|