Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы управления экономикой Брянской области
План: 1. Уровень жизни населения. 2. Степень использования ресурсов. 3. Ресурсные возможности области. 4. Основная управленческая проблема Брянской области. По уровню социально-экономического положения Брянская область является одной из самых неблагополучных в России. Так, располагаемые денежные доходы на душу населения находятся на предпоследнем месте среди 17 областей Центрального федерального округа и в последней десятке среди восьмидесяти регионов России. В значительной степени население выживает за счет поступлений из федерального бюджета, которые составляют половину доходной части бюджета области. Низкий уровень социально-экономического положения населения в основном объясняется невысоким уровнем его экономической деятельности. Из года в год валовой региональный продукт области (валовая добавленная стоимость) на душу населения, так же, как и располагаемые денежные доходы, находятся на предпоследнем месте по Центральному федеральному округу. Если в целом по России на конечное потребление расходуется менее 70% валового внутреннего продукта, то в Брянской области денежные доходы населения в недавнем прошлом были примерно равны валовому региональному продукту, а в последнее время превысили его: 1992 г. - 80, 9%; 1999 г. — 81.6%; 2000 г. - 84: 4%; 2001 г. - 95, 1%; 2002 г. - 98, 5%; 2003 г. - 100%; 2004 г. - 100%. 2007г.- более 110% Довольно тревожное соотношение наблюдается между объемами производства продукции и услуг, денежными доходами населения области и среднемесячной начисленной заработной платой работающих в экономике. И так денежные доходы населения превышают объемы производства продукции и услуг, а среднемесячная начисленная заработная плата по темпу роста значительно опередила темп роста производства и производительности труда. Как это расценивать? Можно ли говорить об улучшении социально-экономического положения? Очевидно, что нет! Мы наблюдаем крайне тревожные тенденции: постоянное повышение уровня социального иждивенчества населения Брянской области в масштабах России и постоянное ослабление экономической основы социального развития области. Налицо углубление социально-экономического кризиса. И так, с одной стороны бедность, с другой - отсутствие внутренних усилий по ее преодолению. Можно сослаться на то, что в области нет месторождений нефти, газа, золота, алмазов и др. Но посмотрим, как используется у нас основной ресурс - земля. Для этого с помощью условных простейших (житейских) расчетов оценим элементарные потенциальные возможности деятельности человека на этой земле. В настоящее время на душу населения в Брянской области приходится 1 га лесной поверхности и 1, 75 га продуктивной сельскохозяйственной земли. Запас биомассы составляет 500 тонн на 1 га, а биологическая продуктивность травяной растительности составляет 15 тонн/га биомассы в год. Прирост древесины составляет 4 м3 на 1 га. По действующим ценам 2007 г. стоимость прироста древесины на корню составляет около 2000 рублей, а зеленой массы - 3000 рублей. Таким образом, на душу населения сама Природа только древесиной и травой дает (2000 X 1 + 3000 X 1, 75) 7250 рублей в год. Если 4 м древесины представить в виде заготовленной деловой древесины (бревно), а траву в виде сена, то стоимость заготовленной продукции составит: 4 м3 леса - 4000 рублей и 5, 25 т сена - 10500 рублей. Всего на душу населения заготовленный не переработанный продукт составляет 14500 рублей. По материалам Федеральной службы государственной статистики продукция лесной и деревоперерабатывающей промышленности и сельского хозяйства не достигает и половины этих показателей. На 1 га лесной поверхности приходится 1000 рублей, а сельскохозяйственной продуктивной земли - чуть больше 6000 рублей. На душу населения производство продукции леса и продуктивной сельскохозяйственной земли составляет около 12000 рублей. Это на 2500 рублей меньше, чем заготовленный не переработанный продукт (дрова + сено). Если на одну ступень углубить переработку продукции, то получим следующие результаты: 1) продукция леса на 1 человека (3, 5 м3 необрезной доски) стоит 7 тыс. рублей 2) продукция с/х угодий на 1 человека (цельное молоко) =26200 рублей. Итак, первая (низшая) ступень переработки дает на душу населения 33000 рублей в год. Проведя расчеты по 2-ой низкой ступени переработки природного возобновимого и восстановимого ресурса (простейшие молочные продукты: масло, творог; сыворотка; по лесу: цельнодеревянные стол, скамья), мы обнаружим следующее: 1) с 1 га с/х угодий можно получить 3 т сена = 1500 кг, молока =65 кг сливочного масла + 225 кг творога + 1200 кг сыворотки. По действующим ценам 2004г. стоимость данной продукции составит (65 х 75 + 225 х 50 + 1200 х 3, 5) 20325 рублей. На душу населения придется (20325 х 1, 75) 35569 рублей; 2) с 1 м3 деловой древесины можно сделать 2 стола + 2 стула + 2 скамьи. Стоимость этой продукции составит приблизительно 6000 рублей. На душу населения продукция составит (4 х 6000) 24 тыс. рублей. Итак, наименьшее элементарное углубление переработки на 1 ступень в сумме дало на душу населения (35569 + 24000) около 60000 рублей в год. При этом: 4125 руб. - на корню; 14500 руб. - заготовка; 33000 руб. Первая ступень переработки; 60000 руб. Вторая ступень переработки; ~ 90000 руб. Третья ступень глубины переработки -120 000 рублей. Здесь мы наблюдаем по мере углубления переработки возрастание стоимости продукта от природы в убывающей геометрической прогрессии. Обычно экономисты не проводят такие расчеты, но они, на наш взгляд, имеют важное значение с точки зрения природосообразности управления, поскольку позволяют значительно расширить возможности проектного мышления. Такое мышление, сочетающее мышление образами и цифрами, образное и логическое, расширяет мыслительное пространство, делает его многомерным. А это позволяет в некоторой степени устранить трафаретность мышления, дает простор генерированию идей. Анализ приведенных выше расчетов позволяет сделать вывод об уровне использования основных возобновляемых природных ресурсов Брянской области. Этот уровень в целом ниже первой ступени переработки (12 тыс. рублей < 14, 5 тыс. рублей). Валовой региональный продукт по Брянской области составил в 2007 г. около 100 млрд. руб. На душу населения он составляет более 70тыс. рублей. Это в полтора раза меньше, чем могли бы мы иметь, производя вручную только простейшую мебель, масло, творог и сыворотку, причем без ущерба для природы. Можно заключить, что экономическая деятельность населения Брянской области в целом находится ниже уровня натурального хозяйства, или отстает во времени на 150 лет. Об этом свидетельствуют простейшие расчеты, которые может выполнить простой человек, хозяйствующий в деревне. Как известно, Брянская область является дотационным регионом. Обусловлено ли это Природой? Для ответа на данный вопрос рассчитаем энергетическую ценность ежегодного прироста биомассы только на площади продуктивной сельскохозяйственной земли, которая составляет 2327, 8 тыс. га (с/х угодья 1730, 5 тыс. га, в том числе пашня 1095, 1 тыс. га, многолетние насаждения 18, 9 тыс. га, кормовые угодья 508 тыс. га, залежь 108, 5 тыс. га). Естественное плодородие земель Брянской области составляет 13 ц зерна с 1 га. На душу населения приходится (13 х 1, 75) 22, 7ц условного зерна. Это составляет, приблизительно, 6, 2 кг зерна на человека в день. Энергетическая ценность этого условного зерна составляет 12000 ккал, что превышает дневную потребность минимум в 5 раз. Таким образом, сама Природа дает жителю Брянской области пятикратный рацион питания. Ввозить продукты питания из-за границы области Природа «не советует». Вполне закономерным является вопрос: на сколько процентов осваивается населением Брянской области возобновляемый агроклиматический потенциал? Для ответа на данный вопрос рассмотрим производство сельскохозяйственной продукции в области в натуральных и стоимостных показателях. В зерновом выражении продукция сельского хозяйства должна составлять (2327800 га х 13 ц/га ) 30261400 ц. В стоимостном выражении это составляет около 150 млрд. рублей. Производство с/х продукции за 2004 г. составило 14, 1 млрд. рублей. Это значит, что уровень использования естественно-природного потенциала в Брянской области не достигает и 10%. Быть может, Брянская область не располагает достаточным количеством трудовых ресурсов для производства жизненно-необходимой продукции? Для ответа на данный вопрос воспользуемся простейшим расчетом. Определим необходимые затраты времени для производства рациона питания человека 2500 ккал в день. Это 1, 2 кг зерна. На его производство даже без использования техники затраты времени не превышают 1 чел.час. Это свидетельствует о том, что даже при ручном труде 1 трудоспособный может прокормить 7 человек, работая 7 часов в день. Весьма примечательным является тот факт, что личные подсобные хозяйства населения являются более эффективными в плане использования потенциала земли, чем сельскохозяйственные организации. Из данных таблицы 1 следует, что труд в хозяйствах населения эффективнее в 12 раз в современных условиях хозяйствования. Конечно, можно сказать, что в хозяйствах населения более интенсивным является производство за счет преимущественного возделывания трудоемких культур: картофеля и овощей. Но все же заметно выше в них продуктивность скота. Так, удой молока выше почти в 2 раза, а привесы КРС в 1, 5 раза, а прирост свиней почти в 3 раза выше. Кроме структурных отличий деятельности людей в личных подсобных хозяйствах и сельхозорганизациях следует отметить и другие. В ЛПХ преимущественно используется ручной труд, и там вместо управления применяется самоуправление, основанное на семейных традициях, личном опыте и творчестве. При самоуправлении в ЛПХ в большей степени используется темперагенемическое управление, обеспечивающее темперагенез. Здесь управляющий (хозяин - работник) находится внутри экономического процесса и принимает жизненно-обоснованные решения. По сути дела, они являются и научно-обоснованными. В ЛПХ нет того разрыва между субъектом и объектом системы управления, который наблюдается в сельскохозяйственных и других организациях. Таблица 1. - Показатели производства сельскохозяйственной продукции в сельхозорганизациях и хозяйствах населения (включая фермерские) в Брянской области (в среднем за 2000 - 2004 годы)
Из сказанного выше следует, что усложнение социально – экономических процессов по мере углубления разделения труда, кооперации, применения новых технических средств, технологий, предъявления более высоких потребительских предпочтений требует качественно нового управления, отличающегося высоким уровнем интеллектуальной деятельности, и не просто искусством, а подлинным творчеством, основанным на природосообразности и целостности мышления. Вопросы для обсуждения. 1. В чем состоят отличия управления в домашних условиях и общественном? 2. Почему ручной труд в Брянской области оказывается более эффективным, чем механизированный? 3. Почему ресурсные возможности Брянской области используются менее, чем на 10%? 4. Как Вы оцениваете экономику региона как «искусство ведения регионального хозяйства? 5. Что необходимо изменить в управлении регионом, чтобы улучшить социально-экономическое положение населения? Литература. Грачев А.Б. Социально – экономическое развитие и управление городом/ А.Б.Грачёв. – Брянск.: Ладомир, 2006. – 208 с. География Брянской обрасти. – Учебн. пособ. / Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995. Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. Издание 2-е, перераб. и дополненное. – Брянск: Издательство БГУ, 2004. История Брянского края. Учеб. пособ. БИПКРО. Под ред. Лупоядова. Брянск – Курск, 2006. История Брянского края./О.В.Горб., А.М.Дубр./ - 2001. Инновационная деятельность образовательных учреждений региона: материалы межвузовской научно – практической конференции 20-21 декабря 2005 г.// под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск.: РИО БГУ, 2006. – 163 с. Устав Брянской области. Метод. пособ.- Брянск. ГУП. – 2004.
Тема 3 Классификация и характеристика элементов целостного социально – экономического процесса региона. План: 1. Схема единицы деятельности населения региона. 2. Взаимосвязь элементов социально-экономического процесса региона. 3. Объемная модель и внешние элементы социально-экономического процесса. Современная управленческая наука страдает именно тем, что мало внимания уделяет динамике объекта системы управления и первоэлементов этого объекта., факторов внешней среды. Следует согласиться с мнением Р.А.Фатхутдинова, который особо выделяет динамический и воспроизводственный подходы в управлении). Но они больше касаются динамики субъекта системы управления, а мы говорим об учете управлением динамики объекта. Например, от появления потребности до ее исчезновения мы наблюдаем сложный процесс, имеющий психо-физио-физическую природу, пространственно-временные параметры. Но динамика этого процесса «выпадает» из поля зрения управленческой науки, которой недостает, на наш взгляд, именно элементарного целостного видения объектов действительности во времени и пространстве. Отсюда исходят и «абсурд коротких программ» в государственном управлении последних десятилетий и неспособность системы управления предвидеть последствия реализации принимаемых решений. В связи с вышесказанным весьма актуальным является поиск моделей объекта управления. Для этого необходимо: - во-первых, воспользоваться пониманием того, что в самом общем виде социально-экономический процесс есть не что иное, как явление экономической деятельности людей; - во-вторых, следует придерживаться этапов естественного познания любого явления (рисунок 1.), в-третьих, обосновать схему единицы объекта системы управления, т.е. экономической деятельности. В реальности мы наблюдаем целостный социально-экономический процесс как органичное единство единовременно IV III Лингвистический II Логический I Символьный Сенсорно-моторный Рис. 1. Этапы восприятия информации. в определенном порядке осуществляемых элементов от появления потребности до ее удовлетворения. Этот целостный, голографический, динамический образ являет нам следующие элементы, процессы в естественно присущей последовательности, что можно изобразить схематически в виде линии экономической деятельности (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема линии экономической деятельности людей
1. Человек опредмечивает потребность (ставит цель); 2. Человек осуществляет умственные и физические движения по достижению цели; 3. Человек пользуется инструментами, приспособлениями; 4. Вещество природы подвергается воздействию; 5. Превращение вещества под воздействием; 6. Появляется продукт удовлетворения потребностей; 7. Человек - люди; 8. Линия экономической деятельности; 9. Среда. Полученная нами схема символизирует экономическую деятельность людей, т.е. является информационным устройством, фиксирующим процесс удовлетворения потребности человека через целенаправленное преобразование с помощью средств вещества природы в продукт удовлетворения потребности. Полученный символ мы считаем вполне удачным. Весьма успешным оказался поиск символов, отражающих процесс жизнедеятельности. Так от М. Дюваль было получено изображение, используемое древним кельтским народом, населявшим большую часть Европы более двух тысячелетий назад (рисунок3).
Рисунок 3.- Кельтское «колесо жизни», Извилистый лабиринт символизирует непрерывную жизнь и обновление Переходя от символьного к логическому этапу познания социально-экономического процесса воспользуемся основным требованием к отображению целостности. Представлению в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им. При этом не будем отходить от линии экономической деятельности людей, символизирующей социально-экономическую реальность и составленной на основе образа деятельности, как первичного конфигуратора. Здесь мы следуем предостережению ученых которые указывают, что исходное расчленение, а затем попытка выхода на систему заранее обрекает исследователя на неудачу. При этом учтем, что реально для показанных на линии экономической деятельности элементов 1-7 характерно взаимопроникновение или взаимоперекрытие, что и показано на рисунке 4.Это взаимоперекрытие появляется в процессе развития деятельности.
Рисунок 4 - Схема взаимосвязи элементов социально-экономического процесса. Все показанные элементы можно назвать сферами от греч. sphaira(шар): 1. Сфера потребностей людей; 2. Сфера знаний, умений, навыков, интеллекта; 3. Сфера технических средств деятельности; 4. Сфера предметов деятельности; 5. Сфера технологий (превращений) в деятельности; 6..Сфера продуктов деятельности; 7. Социальная сфера На основе таблицы 2 сделаем декомпозицию изображения социально-экономического процесса. Таблица 2. Содержательно – логическая таблица деятельности
Полученная модель явилась не как составленная из частей согласно системному подходу, а как результат преобразования образа реальности по критериям естественности этапов ее познания и целостности. По сути дела, мы осуществили модификацию социально-экономического процесса как объекта управления, изменив его «поверхностные» и сохранив «глубинные» базисные качества. В целях расширения возможностей управления на основе системного подхода с учетом целостности. В целях дальнейших исследований можно осуществить классификацию показанных в логической модели сфер, процессов и систем. В таблице 2 охарактеризованы сферы применительно к мировому уровню. Это необходимо для возможности межгосударственных и межрегиональных сравнений. В иcследованиях в зависимости от целей и объекта эти сферы могут рассматриваться относительно любого уровня. Эталон устанавливается исследователем. Любой социально-экономический процесс протекает в среде, оказывающей на него влияние. Уровень социально-экономического благополучия во многом определяется соотношениями между внутренними элементами и внешними. Таблица 3 - Классификация сфер социально-экономической деятельности
В связи с этим и необходимы измерения состояния сфер, выявление межсферных и внутрисферных соотношений. Это позволяет правильно поставить диагноз несовершенства того или иного социально-экономического процесса, разработать концепцию и процедуры оздоровления. В диагностике социально-экономических процессов важное значение имеет информация о качестве внутренних процессов и систем в самых различных сочетаниях сфер 1-7. В связи с этим целесообразно выделить и обозначить эти внутренние процессы и системы. 7.1 -социально потребительская система; 7.2 - социально-эргономическая система; 7.3 - социально-техническая система; 7.4 - социально-предметная система; 7.5 - социально-технологическая система; 7.6 - социально-продукционная система; 1-7 - социально-экономический процесс; 1-8 - социально-экономическая система. Сочетание (7.2) названо социально-эргономической системой в силу того, что уровень развития интеллектуальных и физических способностей человека определяет затраты энергии на достижение цели. Единицей энергии, работы и теплоты является ЭРГ (от греческого ерgоn - работа) в СГС системе единиц. Возможны и другие самые различные сочетания, и все их можно представить как охваченные сознанием части реальности. Рассмотрение соотношений между ними актуально. Схему, показанную на рис 4, можно считать схемой модели единицы социально-экономического процесса и использовать ее в диагностике «среза» социально-экономического процесса как явления. Показанные схемы «среза» социально-экономического процесса играют важную роль в повышении методологической организованности управления. Образно говоря, они являются «осветляющей сеткой» процесса мышления управляющего. Схему среза социально-экономического процесса следует заложить в основу определения внутренних и внешних элементов любой организации. В отечественной экономической литературе и больше всего в учебниках по теории управления используется точка зрения М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, согласно которой основными переменными внутренней среды являются цели, задачи, структура, технологии, а также люди. По мнению Ушвицкого -П.И. эта точка зрения явилась развитием известного «алмаза» Г. Ливитта (рисунок 5.) Такой подход к выделению внутренних переменных организации имеет существенные недостатки, заключающиеся в эксплуатационности, как отмечалось нами ранее, и «выпадении» таких элементов экономического процесса как предметы и продукты труда. На наш взгляд, в зарубежной и в отечественной экономической литературе авторами допускается преформация целостного процесса деятельности людей, что не способствует повышению методологической организованности управления. В разработанных нами схемах не отражается структура организации и лишь потому, что мы показываем ее «срез». Что касается структуры организации, то она представляется нами в виде «дерева». Это способствует в полной мере принципу природосообразности. Именно природосообразность и, как будет показано выше, «космизм» являются самыми отличительными чертами менталитета российских людей. Между прочим можно отметить, что западные модели организации созданы исходя из воображения структуры неорганического вещества и технических средств.
Рис.5 - «Алмаз» Г. Ливитта
Отсюда весьма примечательным являются предикаты (наиболее часто применяемые слова) в лексиконе западных авторов: «кристалл», «алмаз», «механизм», «рычаг», «цепь», «приводной ремень» и д.р. Они «перекочевали» в нашу литературу в силу известных причин и не способствуют развитию природосообразности мышления. Разрабатываемые нами модели основаны на воображении органических тел, т.е. отличаются органичностью, что в более полной мере соответствует даже понятию организации как объекта: основой ее являются люди, осуществляющие деятельность в природной и социальной среде. Большинство авторов по системному анализу также придерживаются технократического подхода к трактовке организации и обозначают ее как социо - техническую систему. Люди объединены в организациях. Они рассредоточены территориально. Хозяйства, предприятия расположены на определенных территориях по сотовому принципу. Разделение труда привело к его кооперации и обусловило иерархическое построение организации. Иерархическими являются структуры государственного и муниципального управления. Иерархия свойственна интегрированным формированиям. Сколько бы ни говорили ученые и политики о преимуществах иерархических структур типа «футбольная команда» над иерархическими типа «боевой корабль» следует учесть, что иерархия естественно присуща социально-экономическому процессу в силу территориального и отраслевого разделения труда. В связи с этим мы и представляем социально-экономический процесс в виде дерева, срез которого на любом иерархическом уровне адекватен модели типа «ромашка» (рисунок 6).
Рисунок 6 - Схема объемной модели социально-экономического процесса Корневая система – ресурсообеспечивающие организации, крона - перерабатывающие». «Корневые волоски» и «листья» - люди. Кора информация. Корни, ствол, ветви и веточки - связующие структурные элементы. Социально-экономические процессы также зависимы от структуры, насколько зависит плодоношение яблони от особенностей ее кроны. Нетрудно заметить, что основное отличие разработанных нами моделей от западных состоит в природосообразности. Это усиливает их интегрирующее и организующее значение, т.е. обеспечивает методологическую организованность управления. Социально-экономические процессы происходят в определенных условиях внешней среды. Элементы внешней среды показаны на рисунке 7.
Рисунок 7 - Внешние элементы социально-экономического процесса Как правило, наука выделяет среду прямого и косвенного воздействия. На наш взгляд, это не столь актуально, поскольку на социально экономические процессы по-разному влияют все факторы. Иногда среда косвенного воздействия оказывается сильнее прямого. Наш подход состоит в том, что факторы среды мы рассматриваем относительно сфер и систем социально-экономических процессов. Это важно с методологических позиций, поскольку познание социально-экономических процессов определенного уровня (предприятия, отрасли, региона, государства) происходит в сравнении с социально-экономическим процессом нижестоящего и вышестоящего уровней, эталонным, идеальным, нормативным, высокосовершенным и мн.другое. На практике производится сравнение именно по сферному принципу. Так, например, устанавливая приемлемый для фирмы уровень доходов работников, управляющий обязательно поинтересуется на счет уровня доходов. И на аналогичных предприятиях и в регионе, и в отрасли и др. Разрабатывая план технического перевооружения. того или иного процесса грамотный руководитель поинтересуется последними достижениями технического прогресса, а хороший стратег обязательно заинтересуется информацией о научных открытиях вплоть до патентного поиска и определит свою технико-технологическую политику на 10-20 лет вперед. Считаем, что называемый нами поэлементно - сферный подход к рассмотрению факторов внешней среды позволяет управляющему методично проводить диагностику и прогнозировать развитие своего объекта, осуществлять целеполагание с учетом вектора изменений в той или иной сфере, глобальной цели развития. Вопросы для обсуждения: 1. Изобразите и объясните схему единицы деятельности населения региона. 2. Какие системы характерны для социально-экономического процесса? 3. Какие внешние факторы влияют на социально-экономические процессы региона?
Литература Вестник БГУ, № 3, 2005. Горбова Т.М.Управление социально – экономическими процессами.- Брянск: РИО БГУ, 2006. Горбов Н.М.Курсовая работа – задание по экономике Брянской области для студентов ФЭФ. Брянск. – БГУ, 2002. Управление без ошибок / Т.М. Горбова; [под общ. Ред. В.Н. Иванова, Горбова Н.М.]; Акад. Наук социал. технологий и мест. самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2006. – 348 с. – (Энциклопедия управленческих знаний).
Тема 4
|