![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая ситуация психологической консультации
Предстоящую консультационную ситуацию предопределяют жизненные обстоятельства, выступающие в качестве причин обращения клиента за психологической помощью. Общая ситуация психологической консультации является, априори, психотерапевтической ситуацией, ситуацией оказания психологической помощи, ситуацией психологической поддержки, ситуацией психологического сопровождения. Ее формируют три основополагающие составляющие: 1. Личность клиента, а особенно – его актуальные переживания; 2. Личность психолога-консультанта в единстве его личностных и профессиональных проявлений. 3. Взаимоотношения «консультант-клиент», складывающиеся в процессе психологического консультирования. В области психологической помощи существуют вполне определённые трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределённостью статуса и места психолога в обществе. Главная трудность состоит в том, что психолог работает не с внешними макросоциальными и политико-экономическими условиями, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний человека. В этой связи необходимо прояснять подлинные мотивы (отсеивая т.н. мотивировки) [49] и жизненные смыслы человека (клиента), так как сама его жизненная ситуация рассматривается в консультировании как производная от его же психологических проблем. В отличие от многих иных видов профессиональной деятельности, в которых межличностные отношения играют незначительную роль, в психологическом консультировании характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога, – являются первой скрипкой «оркестровой» динамики психотерапевтического процесса и, в конечном счёте, детерминируют действенность психологического консультирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ № I 1. Что такое психологическое консультирование? Как Вы его понимаете? 2. Что должно являться целью и итогом (результатом) процесса психологического консультирования? 3. Какие бывают процессуальные (по ходу работы) и результацио нные (конечные) цели психологического консультирования? 4. Какая встречается специфика, и какие ставятся задачи консультационного контакта психолога и клиента в процессе психологического консультирования? 5. Что такое теория консультирования? Каковы источники теорий консультирования? 6. Каковы функции теорий консультирования? Раскройте практический аспект. 7. Какие цели и задачи стоят перед психологом-консультантом? 8. В чём заключаются особенности работы практического психолога в России? 9. Чем психологическое консультирование отличается от психотерапии, пси хокоррекции, суггестии, психодиагностики? 10. Каковы базовые де ятельностные принципы психологического консультирования как процесса? 11. Каковы этические принципы профессиональной деятельности психолога-консультанта? 12. Что означает анонимность и конфиденциальность для психологического консультирования? 13. Какие виды психологической зависимости бывают (встречаются) между клиентом и консультантом? 14. Какие психологические отношения называют двойственными? Как можно избежать двойственных отношений? 15. Каким образом нужно профессионально работать с психологическим переносом со стороны клиента? 16. Как консультанту нужно избегать (контролировать, не допускать) психологического контр-переноса со своей стороны? 17. Какими личностно-профессиональными качествами должен обладать психолог-консультант? 18. Какие личностно-профессиональные качества «де ятельностно» вредны для психолога-консультанта? 19. Каковы должны быть взаимоотношения между психологом-консультантом и клиентом? Каким образом нужно разделять личностное и профессиональное во взаимодействии с клиентом? 20. Каковы социально-культурные особенности российского менталитета в контексте принятия/не принятия профессиональной психологической помощи? 21. Что такое феномен «эмоционального выгорания»? Каковы способы и приемы диагностики и преодоления «эмоционального выгорания»? 22. Какие имеются формы профессиональной помощи в психологическом сообществе, – для преодоления синдрома «эмоционального выгорания»? 23. Какова специфика типичной ситуации психологического консультирования? Что предопределяет и что составляет эту обобщённую ситуацию?
|