Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые аспекты анализа содержательной специфики проблемы клиента






1. Анализ социально-психологических условий (факторов) возникновения проблемы, анализ хода, процесса её протекания («развития»). Анализу подвергается то, как (каким образом) эмоционально переживает и то, как (каким образом) когнити вно (на рациональном уровне) оценивает клиент данную проблему в настоящее время. Психологом-консультантом осмысливаются эмоции клиента, чувства клиента, идеи клиента, поведенческие реакции клиента, поступки клиента, характеризующие его личностное отношение к данной проблеме.

2. Анализ истории формирования (развития) проблемы (проблемной ситуации). Подвергаются ретроспективному (история вопроса) анализу общие социальные обстоятельства прошлой жизнедеятельности клиента, отражающие собою данную конкретную проблему:

а) «точка отсчёта» – когда началось проблемное состояние (когда образовались проблемные внутренние причины и проблемные внешние условия);

б) что, какое(ие) событие(я) послужило(и) неким «толчком», «точкой отсчёта», – фактором(ами) возникновения проблемы;

в) чем именно (условия, ситуация), и/или кем именно (субъект(ы)) социально детерминирована (вызвана) имеющаяся проблема;

г) временно й фактор, – в течение какого промежутка времени существует (имеет место) эта проблема и/или проблемное состояние;

д) взаимодействие (специфика взаимоотношений) клиента со всеми «действующими лицами», упоминавшимися (охарактеризованными) им в его предыдущем рассказе (в «исповеди»);

е) личное (личностное) общее (целостное) отношение самого клиента к его проблеме (самооценка клиентом его трудностей);

ё) меняется ли проблема или проблемное состояние с годами, в течение нескольких лет (ухудшается, улучшается, имеет переменную динамику и т.п.);

ж) как на эту проблему реагирует клиент, как говорится «по жизни», обычно (как правило), каковы его типичные реакции на данную проблему;

з) чем же, всё-таки, прежде всего другого (!), вызвано обращение клиента за профессиональной психологической помощью именно по поводу данной конкретной проблемы.

3. Функциональное (поведенческое, «де ятельностное») социально-психологическое значение проблемы для клиента:

А) чем именно «выгодно» (социально удобно, психологически комфортно) клиенту это его проблемное состояние (проблемная ситуация);

Б) какую основную «функцию» в жизнедеятельности клиента это проблемное состояние выполняет (чем это состояние (ситуация) «приятно», «полезно» клиенту)).

Здесь могут иметь место явления (фено мены), называемые «вторичной выгодой». Имеются ввиду не первичные социально-экономические выгоды, а т.н. психологические выгоды, например, жалость со стороны окружающих людей.

Собственно (в узком смысле), осмысление психологического функционального значения проблемы, осуществлённое психологом-консультантом целенаправленно для клиента, – это есть уже первоначальная социально-психологическая интерпретация проблемы (проблемного состояния).

Интерпретация (от лат. interpretatio – посредничество) ― в самом широком смысле, – это истолкование, объяснение значения чего-либо. В психоанализе, интерпретация, – это объяснение значения психологического материала (содержания) свободных ассоциаций и сновидений, посредством чего раскрываются бессознательные конфликты, выявляются скрытые желания, которые поддерживали их, что позволяет пациенту в итоге перейти к инса йту (обрести «просветление»). [65]

В каждом психотерапевтическом направлении, начиная с психоанализа, существует своя сущностная специфика и имеются свои содержательные особенности интерпретации, что, в каждом данном конкретном случае (в любом направлении психотерапии), является самостоятельной и конкретной задачей для изучения и постижения, могущей и долженствующей быть специфично достигнутой в теории и на практике каждым психологом-консультантом, посвятившим себя какому-либо одному известному психотерапевтическому направлению (школе).

Важно то, чтобы клиент, в итоге сам правильно (адекватно) сформулировал свою психологическую проблему. В адекватности понимания и определения его личностной проблемы, клиенту обязательно должен профессионально помочь психолог-консультант. Адекватность [66]...

Адекватность (правильность, соответствие) мыслей, чувств и действий клиента нам всем, наверно, стоит пристально рассматривать по трём базовым содержательным параметрам (в трёх «измерениях» значений и смыслов).

1. Адекватность личностных проявлений клиента тому классу социально-психологических жизненных условий (факторов) и ситуаций («на работе», «на учёбе», «в общественном месте», «на улице», «в общественном транспорте», «на отдыхе», «дома» и т.д.), «в котором» клиент осуществил (проявил) ту или иную свою реакцию, выступая, при этом, в определённом качестве, «находясь» в той или иной своей социальной (социально-профессиональной) роли.

2. Адекватность реагирования клиента (силы реагирования, степени реагирования, содержательной направленности реагирования) относительно тех субъектов взаимодействия, с которыми клиент общается (общался), взаимодействует (взаимодействовал). Здесь подразумевается соответствие реакции клиента общим объективным характеристикам физических лиц – субъектов отношения и взаимодействия (имеются ввиду: возраст, пол, расовая, культурная, религиозная и прочая принадлежность субъектов взаимодействия), с которыми клиент в данной конкретной ситуации имел дело, общался, производил какие-то взаимодействие.

3. Адекватность реакции клиента вполне определённым содержательным аспектам его собственной личности: са моидентичность разнообразных реагирований клиента, – в плане содержательного соответствия его собственным моральным принципам, нравственным установкам, идейным ценностям и т.п. («наступил ли клиент на горло собственной песне», осуществив ту или иную свою реакцию, или, наоборот, подобного рода реакция для клиента весьма характерна).

После того как психолог-консультант проанализирует и проинтерпретирует «сам для себя» и совместно с клиентом (как говорится, «для клиента») психологические и социально-психологические проблемы клиента, логично перейти непосредственно к оказанию психологического воздействия как такового. Переход к оказанию психологического воздействия на клиента («в узком смысле» – осуществление психологической коррекции), – это уже начало следующего, четвёртого этапа (периода) целостного общего процесса психологического консультирования, – этапа психологической проработки проблем клиента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал