Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 5. Установление и поддержание доверительных отношений с клиентом






Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия подчёркивают, что все нижеследующие аспекты, в данной теме и во всех последующих темах этого раздела, во всех своих конкретных содержательных деталях понимаются, исследуются и интерпретируются на практике как в контексте всего процесса консультирования в целом, так и в контексте основных структурных форм каждой конкретной, отдельно «взятой», отчасти самостоятельной психологической консультации («сессии», встречи, беседы).

I этап психологического консультирования. Установление и поддержание доверительных отношений с клиентом

Данный этап, – это психологический фундамент, на котором основаны все дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия психолога и клиента. Этот этап начинается с приветствия консультантом клиента.

Встречая (приветствуя) СВОЕГО клиента, психологу-консультанту необходимо обязательно помнить и применять следующие основные правила:

1. В консультационном помещении (кабинете) не должно быть слышно внешнего шума, чисто убрано, не должно быть множества посторонних предметов (что рассеивает внимание клиента), иначе общее беспокойство и ситуативная тревожность клиента могут возрасти;

2. Психолог-консультант должен выглядеть презентабельно, аккуратно! Волосы (стрижка, причёска), лицо, руки должны быть ухожены. Обувь должна быть новая и удобная. Одежда должна быть неброская, но со вкусом подобранная, не слишком праздничная, но и не будничная, т.е. такая, в какой психолог будет чувствовать себя комфортно. Наиболее желателен аккуратный деловой стиль одежды, но совсем не обязательно, при этом, выглядеть официально. Например, мужчина-консультант вовсе не обязательно должен быть в пиджаке и при галстуке, а может быть в рубашке и свитере. Кроме того, женщинам-консультантам настоятельно не рекомендуется иметь очень броский и слишком яркий макияж и настоятельно не рекомендуется одеваться так, чтобы этот наряд можно было счесть вызывающим с позиции общественных приличий.

3. Психолог выбирает место своего физического расположения в помещении таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом;

4. Если психолог был в положении сидя, то при появлении клиента ему необходимо встать, иначе у клиента сложится впечатление, что ему не выказывают уважение;

5. Нужно предоставить возможность клиенту первому занять место (присесть), для чего клиенту необходимо предложить это сделать, указав ему плавным и открытым движением – «приглашающим» жестом руки, на «клиентское» кресло;

6. Пока клиент не займет своё место в «клиентском» кресле и не устроится в нём удобно, а также в самые первые минуты консультации, начинать специальный профессиональный разговор (осуществлять терапевтическую беседу) никоим образом не рекомендуется, так как клиент может быть ещё не готов к серьёзному разговору (пока он не полностью настроен на глубокую беседу).

После того, как клиент удобно расположился, психолог просит его представиться (категорически рекомендуется обращение к клиенту «на Вы»), или, если это не первая встреча, спрашивает о его самочувствии, а затем представляется сам (также, настоятельно рекомендуется представляться «по имени-отчеству»), или, если это не первая встреча, говорит о том, что он рад снова видеть клиента (и т.п.). Итак, если консультативная встреча первая, то происходит т.н. ритуал знакомства с клиентом, а если консультативная встреча не первая, то происходит т.н. ритуал приветствия клиента.

Все эти т.н. предваряющие действия помогают снять психологическое напряжение клиента, дают ему возможность успокоиться и собраться с мыслями (сам консультант УЖЕ должен быть предварительно настроен на работу с данным конкретным клиентом как личностью, – во всех случаях НЕ первой встречи).

На всём начальном этапе установления и поддержания доверительных отношений с клиентом, а так же на каждой аналогичной фазе отдельной консультационной встречи, – психолог-консультант успокаивает и поддерживает клиента, эмоционально принимает и «приподнимает» его как личность, создаёт для него ситуацию (условия) психологической безопасности, осуществляет психологическую поддержку клиента, вселяет в клиента уверенность в его и в своих силах и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

Ещё раз подчёркиваем то, что на данном этапе (в течение этой фазы) психологом-консультантом должен наиболее активно использоваться пси хоконсультационный приём «отзерка ливания». Названный пси хоконсультативный приём заключается в повторении (не буквальном и не нарочитом, а тонком и незаметном) жестов, мимики, поз клиента, а так же в подражании тембру и тону его голоса и особенностям речи (специфике когнитивного стиля клиента). Всё это помогает клиенту почувствовать себя в ситуации психологической безопасности и создаёт оптимальные условия для дальнейшего продуктивного общения клиента и консультанта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал