Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чистая монополия – это такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем данного блага. В данном случае понятия «фирма» и «отрасль» становятся синонимами.






Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты.

Совершенная конкуренция — идеальное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом в общий объем спроса и предложения.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

1. Наличие большого числа независимых друг от друга фирм, которые производят один и тот же товар (отсутствие договоров, объем производства небольшой, цена заданная).

2. Каждая фирма производит незначительное количество продукции по сравнению с отраслевым объемом.

3. Отсутствует возможность влияния на рыночную цену.

4. Исключены какие-либо соглашения между фирмами, отсутствует взаимозависимость.

5. Полная мобильность всех факторов производства; свободное вступление/выход из отрасли.

6. Продукт должен быть одинаковый и однородный, т.к. любые изменения ведут к изменению цены.

7. Отсутствие транспортных издержек (или они должны быть у всех одинаковы)

8. Полный объем информации у каждого продавца

График спроса на продукцию отдельной фирмы параллелен оси Х (объем спроса) и абсолютно эластичен. График спроса отрасли – падающая нисходящая линия с отрицательным углом наклона.

 

Несовершенная конкуренция и ее виды. Характерные черты чистой монополии. Ценовая дискриминация.

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

При несовершенной конкуренции затруднены вход на рынок и выход с него, ограничен доступ к информации.

Формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Чистая монополия – это такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем данного блага. В данном случае понятия «фирма» и «отрасль» становятся синонимами.

Характерные черты монополии:

1. Единственный продавец. Абсолютный монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт уникален, у него нет близких заменителей. Поэтому покупатель либо покупает товар, либо отказывается от него совсем, т.е. спрос жесткий.

3. Фирма производит 100% продукции отрасли, а поэтому диктует цену. Изменяя объем производства, она может менять цену. Пределы монопольных цен:

· Верхний предел – платежеспособный спрос потребителя

· Нижний предел – издержки производства.

4. Результатом установления монопольных цен является высокая монопольная прибыль. Она возникает тогда, когда Pм выше издержек производства (валовых). Поэтому задача фирмы выбрать такой объем и такую цену, при которых прибыль была бы максимальной.

5. Вступление в отрасль блокировано (финансовый, экономический, юридический барьеры).

6. График спроса на продукцию монополии – падающая нисходящая линия с отрицательным углом наклона.

 

Виды монополий:

· виды классических монополий: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

· По форме собственности: частные и государственные.

· По времени существования: временные (которые образуются в результате случайного соотношения спроса и предложения) и устойчивые (не зависят от случая).

· По степени защиты от конкуренции: открытая (не обладает никакой специальной защитой от конкуренции) и закрытая (защищена с помощью юридических ограничений).

· Естественная монополия (отрасль в которой издержки минимизируются в длительном периоде при условии, что только одна фирма обслуживает весь рынок); искусственная (возникает в результате концентрации и централизации капитала).

 

Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один товар или услугу не связанная ни с какими различиями в издержках производства.

Ценовая дискриминация применяется только в условиях несовершенной конкуренции и ее проведение требует наличия дополнительных условий на рынке:

1. Покупатели не могут перепродавать купленную продукцию (не возможно, не удобно, не выгодно)

2. Продавец должен уметь различать покупателей с эластичным и жестким спросом.

3. Ценовую дискриминацию не следует путать с дифференциацией цен по качеству.

 

Различают ценовую дискриминацию трех степеней:

1. Совершенная дискриминация. Ее суть в том, что на каждую единицу продукции устанавливается своя цена, равная цене спроса.

Производитель получает монопольную прибыль, потребитель теряет ренту потребителя, которая в качестве монопольной прибыли присваивается производителем.

2. Продукты определенным образом группируются, и каждая группа продается по своей цене. Рента потребителя присваивается частично.

3. Группируются потребители, выделяются сегменты с эластичным и жестким спросом. На рынке с более жестким спросом цены более высокие, на рынке с эластичным спросом – более низкие. В результате максимизируется прибыль продавца и на том, и на другом рынке.

Ценовая дискриминация имеет как плюсы так и минусы.

Плюсы:

· Производятся такие товары, которые без ценовой дискриминации вообще производиться не будут.

· Ценовая дискриминация позволяет увеличивать объем производства и продаж, за пределы устанавливаемые в монополии.

· Ценовая дискриминация позволяет несколько сгладить различия в реальных доходах покупателя.

Минусы:

· Нежелательное и неэффективное распределение ресурсов

· Нежелательное перераспределение доходов.

Нежелательные моменты говорят о необходимости осуществления контроля за ценовой дискриминацией.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал