Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чистая монополия – это такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем данного блага. В данном случае понятия «фирма» и «отрасль» становятся синонимами.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты. Совершенная конкуренция — идеальное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом в общий объем спроса и предложения. Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками: 1. Наличие большого числа независимых друг от друга фирм, которые производят один и тот же товар (отсутствие договоров, объем производства небольшой, цена заданная). 2. Каждая фирма производит незначительное количество продукции по сравнению с отраслевым объемом. 3. Отсутствует возможность влияния на рыночную цену. 4. Исключены какие-либо соглашения между фирмами, отсутствует взаимозависимость. 5. Полная мобильность всех факторов производства; свободное вступление/выход из отрасли. 6. Продукт должен быть одинаковый и однородный, т.к. любые изменения ведут к изменению цены. 7. Отсутствие транспортных издержек (или они должны быть у всех одинаковы) 8. Полный объем информации у каждого продавца График спроса на продукцию отдельной фирмы параллелен оси Х (объем спроса) и абсолютно эластичен. График спроса отрасли – падающая нисходящая линия с отрицательным углом наклона.
Несовершенная конкуренция и ее виды. Характерные черты чистой монополии. Ценовая дискриминация. Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднены вход на рынок и выход с него, ограничен доступ к информации. Формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Чистая монополия – это такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем данного блага. В данном случае понятия «фирма» и «отрасль» становятся синонимами. Характерные черты монополии: 1. Единственный продавец. Абсолютный монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы. 2. Продукт уникален, у него нет близких заменителей. Поэтому покупатель либо покупает товар, либо отказывается от него совсем, т.е. спрос жесткий. 3. Фирма производит 100% продукции отрасли, а поэтому диктует цену. Изменяя объем производства, она может менять цену. Пределы монопольных цен: · Верхний предел – платежеспособный спрос потребителя · Нижний предел – издержки производства. 4. Результатом установления монопольных цен является высокая монопольная прибыль. Она возникает тогда, когда Pм выше издержек производства (валовых). Поэтому задача фирмы выбрать такой объем и такую цену, при которых прибыль была бы максимальной. 5. Вступление в отрасль блокировано (финансовый, экономический, юридический барьеры). 6. График спроса на продукцию монополии – падающая нисходящая линия с отрицательным углом наклона.
Виды монополий: · виды классических монополий: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. · По форме собственности: частные и государственные. · По времени существования: временные (которые образуются в результате случайного соотношения спроса и предложения) и устойчивые (не зависят от случая). · По степени защиты от конкуренции: открытая (не обладает никакой специальной защитой от конкуренции) и закрытая (защищена с помощью юридических ограничений). · Естественная монополия (отрасль в которой издержки минимизируются в длительном периоде при условии, что только одна фирма обслуживает весь рынок); искусственная (возникает в результате концентрации и централизации капитала).
Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один товар или услугу не связанная ни с какими различиями в издержках производства. Ценовая дискриминация применяется только в условиях несовершенной конкуренции и ее проведение требует наличия дополнительных условий на рынке: 1. Покупатели не могут перепродавать купленную продукцию (не возможно, не удобно, не выгодно) 2. Продавец должен уметь различать покупателей с эластичным и жестким спросом. 3. Ценовую дискриминацию не следует путать с дифференциацией цен по качеству.
Различают ценовую дискриминацию трех степеней: 1. Совершенная дискриминация. Ее суть в том, что на каждую единицу продукции устанавливается своя цена, равная цене спроса. Производитель получает монопольную прибыль, потребитель теряет ренту потребителя, которая в качестве монопольной прибыли присваивается производителем. 2. Продукты определенным образом группируются, и каждая группа продается по своей цене. Рента потребителя присваивается частично. 3. Группируются потребители, выделяются сегменты с эластичным и жестким спросом. На рынке с более жестким спросом цены более высокие, на рынке с эластичным спросом – более низкие. В результате максимизируется прибыль продавца и на том, и на другом рынке. Ценовая дискриминация имеет как плюсы так и минусы. Плюсы: · Производятся такие товары, которые без ценовой дискриминации вообще производиться не будут. · Ценовая дискриминация позволяет увеличивать объем производства и продаж, за пределы устанавливаемые в монополии. · Ценовая дискриминация позволяет несколько сгладить различия в реальных доходах покупателя. Минусы: · Нежелательное и неэффективное распределение ресурсов · Нежелательное перераспределение доходов. Нежелательные моменты говорят о необходимости осуществления контроля за ценовой дискриминацией.
|