Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины образования олигополии.






1)Рынок полностью или частично локализирован на определённой территории (например, из-за высоких транспортных расходов или госпошлин на ввоз товаров)

2) Большой эффект масштаба

3)Владение патентами, контроль над стратегическим сырьём (дополнительный барьер)

4)Финансовые барьеры

5)Эффект слияния

Закономерности олигополистического рынка:

1. Цены имеют тенденцию к стабильности

2. Изменение цен в одними фирмами ведет к изменению цен другими фирмами (всеобщая взаимозависимость)

3. Широко используется неценовая конкуренция

4. Продукт может быть и однороден, и дифференцирован, поэтому олигополия бывает чистая и дифференцированная.

1 Ломаная кривая спроса

Предполагает наличие 3х производителей на рынке

2 варианта поведения

Фирма А изменяет цену, фирмы В и С следуют ей Фирма А изменяет цену, фирмы В и С игнорируют
Если фирма А увеличивает цену и В и С тоже увеличивают, то снижается объем продаж, т.к. покупатели будут искать заменители в других отраслях (Объем спрос снижается) Если фирма А увеличивает цену и В и С ее игнорируют, то снижается число покупателей у фирмы А, а у В и С увеличивается, те происходит перераспределение покупателей внутри отрасли
Если фирма А снижает цену и В и С тоже снижают, то растет объем сбыта, т.к. увеличивается число покупателей из других отраслей (Объем спроса растет) Если фирма А снижает цену и В и С ее игнорируют, то растет число покупателей у фирмы А за счет покупателей фирм В и С
В целом характерен жесткий график спроса (внутри отрасли выбора нет: либо покупать, либо уходить) Более эластичный график (либо купить у фирмы А, либо у фирм В и С)

В реальности при росте Р фирмы А, В и С ее игнорируют (участок на графике красным вверху), спрос эластичен

При снижении Р фирмы А, В и С следуют (зеленым ниже) спрос жесткий

Из-за резкого перепада эластичности график ломается. Происходит разрыв графика предельной доходности MR. Изменение издержек на участке (а; в) не влияет на Р и Q олигополиста.

Теория объясняет, почему редко происходит изменение Р на олигополистическом рынке. Любое изменение цен может привести к худшему положению. Изменение издержек в определенных пределах не влияет на Р и Q.

Эта стратегия не объясняет, почему первоначально цена была на уровне Р1 и не объясняет, почему цены достаточно неэластичны в сторону роста и более эластичны в сторону снижения. Отсюда идет ценовая неопределенность и возможность ценовой войны.

Сговор возможен, когда фирм несколько и они непосредственно соглашаются о фиксации цен, разделе рынка или ограничении конкуренции между собой иным образом. Недостаток ломаной кривой спроса – состояние неопределенности и риск возникновения ценовой войны. Тайный сговор уменьшает неопределенность и увеличивает прибыль.

Если фирмы достигают согласия, то на рынке устанавливается модель чистой монополии. Определение Р и Q происходит по принципам совершенной монополии.

Препятствия к сговору:

1. Различия в издержках и спросе (договор возможен, если МС=МR в точке а, а здесь Р и Q у всех разное)

2. Число фирм (чем больше фирм, тем труднее договориться)

3. Мошенничество (скрытое снижение цены)

4. Спад в экономике (резкое снижение цен, развал соглашений)

5. Возможное вступление (при росте цен и прибыли могут вступить новые фирмы, но прибыль каждого снизится и возникнут новые разногласия)

6. Правовые препятствия (Антимонопольное законодательство и другие препятствия ограничению конкурентной борьбы)

Показатели монополизации рынка.

1. Индекс концентрации

Концентрация производства – это сосредоточение рынка в руках одной или нескольких фирм. Наиболее популярны индексы концентрации, рассчитанные по 4м и 7ми фирмам. Чтобы рассчитать эти индексы, складывают доли самых крупных 4х или 7-ми фирм на рынке.

2. Индекс Герфиндаля – Хиршмана (HHI) учитывает все фирмы. Для вычисления значения индекса доля каждой фирмы возводится в квадрат и суммируется. В зависимости от значения индекса, рынки делятся на низкоконцентрированные, умеренноконцентрированные, высококонцентрированные.

Если НHI< 1000, рынок низкоконцентрированный (почти совершенная конкуренция)

1000< НHI< 1800, рынок умеренноконцентрированный

НHI> 1800, то высококонцентрированный

НHI=10000, то 1 фирма владеет 100%м производством.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал