Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины образования олигополии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1)Рынок полностью или частично локализирован на определённой территории (например, из-за высоких транспортных расходов или госпошлин на ввоз товаров) 2) Большой эффект масштаба 3)Владение патентами, контроль над стратегическим сырьём (дополнительный барьер) 4)Финансовые барьеры 5)Эффект слияния Закономерности олигополистического рынка: 1. Цены имеют тенденцию к стабильности 2. Изменение цен в одними фирмами ведет к изменению цен другими фирмами (всеобщая взаимозависимость) 3. Широко используется неценовая конкуренция 4. Продукт может быть и однороден, и дифференцирован, поэтому олигополия бывает чистая и дифференцированная. 1 Ломаная кривая спроса Предполагает наличие 3х производителей на рынке 2 варианта поведения
В реальности при росте Р фирмы А, В и С ее игнорируют (участок на графике красным вверху), спрос эластичен При снижении Р фирмы А, В и С следуют (зеленым ниже) спрос жесткий Из-за резкого перепада эластичности график ломается. Происходит разрыв графика предельной доходности MR. Изменение издержек на участке (а; в) не влияет на Р и Q олигополиста. Теория объясняет, почему редко происходит изменение Р на олигополистическом рынке. Любое изменение цен может привести к худшему положению. Изменение издержек в определенных пределах не влияет на Р и Q. Эта стратегия не объясняет, почему первоначально цена была на уровне Р1 и не объясняет, почему цены достаточно неэластичны в сторону роста и более эластичны в сторону снижения. Отсюда идет ценовая неопределенность и возможность ценовой войны. Сговор возможен, когда фирм несколько и они непосредственно соглашаются о фиксации цен, разделе рынка или ограничении конкуренции между собой иным образом. Недостаток ломаной кривой спроса – состояние неопределенности и риск возникновения ценовой войны. Тайный сговор уменьшает неопределенность и увеличивает прибыль. Если фирмы достигают согласия, то на рынке устанавливается модель чистой монополии. Определение Р и Q происходит по принципам совершенной монополии. Препятствия к сговору: 1. Различия в издержках и спросе (договор возможен, если МС=МR в точке а, а здесь Р и Q у всех разное) 2. Число фирм (чем больше фирм, тем труднее договориться) 3. Мошенничество (скрытое снижение цены) 4. Спад в экономике (резкое снижение цен, развал соглашений) 5. Возможное вступление (при росте цен и прибыли могут вступить новые фирмы, но прибыль каждого снизится и возникнут новые разногласия) 6. Правовые препятствия (Антимонопольное законодательство и другие препятствия ограничению конкурентной борьбы) Показатели монополизации рынка. 1. Индекс концентрации Концентрация производства – это сосредоточение рынка в руках одной или нескольких фирм. Наиболее популярны индексы концентрации, рассчитанные по 4м и 7ми фирмам. Чтобы рассчитать эти индексы, складывают доли самых крупных 4х или 7-ми фирм на рынке. 2. Индекс Герфиндаля – Хиршмана (HHI) учитывает все фирмы. Для вычисления значения индекса доля каждой фирмы возводится в квадрат и суммируется. В зависимости от значения индекса, рынки делятся на низкоконцентрированные, умеренноконцентрированные, высококонцентрированные. Если НHI< 1000, рынок низкоконцентрированный (почти совершенная конкуренция) 1000< НHI< 1800, рынок умеренноконцентрированный НHI> 1800, то высококонцентрированный НHI=10000, то 1 фирма владеет 100%м производством.
|