Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения сознания и речи у высших животных.






Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения - по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало, чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия - орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к

трудовому процессу. м Труд создал самого человека, - говорил Энгельс, - но процесс труда начинается только при изготовлении орудий." Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата. Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык - средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл.

Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от человека не понимает то о чем говорит. Тревожный крик птицы - это инстинктивная реакция на опасность. Исследователи провели такой эксперимент. Поймали цыпленка и насильно удерживали его, он начинал биться и пищать, его писк привлекал наседку, и она устремляется по направлению к этому звуку. Во второй части эксперимента привязанного цыпленка, который продолжал пищать, накрыли толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, видя цыпленка, но, не слыша его криков, перестала проявлять по отношению к нему какую-либо активность. Таким образом можно сделать вывод о том, что курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, а реагирует на звук крика. Можно сделать вывод о том, голосовое поведение животных является их инстинктивной деятельностью.

Ни в какое сравнение не идет " язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в " языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

30. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных f

Теория Штерна: человек в своем эмбриональном развитии проходит все стадии развития животных. Но эту теорию раскритиковали за биологизаторство. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических закономерностей развития и популярность этих взглядов в начале прошлого века не могли не сказаться на этих исследованиях. Позднее биогенетический закон в применении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался.

В онтогенезе с самого начала происходит формирование видотипичных особенностей психики, на каждой стадии развития появляются новые онтогенетические механизмы развития психики, которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет механически переносить закономерности филогенеза на онтогенез. При некоторой внешней аналогии сами процессы развития в онто - и филогенезе имеют разную направленность: развитие в филогенезе осуществляется на основе ведущей роли функции и резервов психики. Антиципирующий эффект развития достигается за счет закономерностей естественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционных изменений организмов и среды. Онтогенетическое развитие является направленным на цель развитием - как реализация определенной видотипичной программы.

Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерн.: ребенок сначала проходит стадию млекопитающего, затем - обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до нового времени.

В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуального развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В определении Ж.Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики. Сходные взгляды обнаруживаются у Х.Вегнера, который также рассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем развитии f закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду. В подходах Ж. Пиаже и X. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития достигается относительно стабилизированное отношение «субъект - среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта. На каждом генетическом этапе, во-первых, будет свой специфический механизм (система психических процессов и способ их организации), а во- вторых, эта система не «полуфабрикат», она достаточно адаптивна и полноценно регулирует взаимоотношение субъекта со средой на данной стадии развития, но не является адаптивной для следующих, более поздних стадий. В онтогенезе психика находится в стадии неустойчивого адаптивного равновесия со средой, а во взрослом состоянии достигает устойчивой структуры, типичной для данного филогенетического уровня. Таким образом, особенности онтогенетической стадии на высших уровнях филогенеза никак не могут механически повторять особенности тех же самых или других онтогенетических стадий (а тем более «взрослого» уровня развития других филогенетических стадий).

В отечественной психологии развитие ребенка традиционно рассматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикально отличающиеся от онтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмов развития психики в онтогенезе человека.

В настоящее время с позиций эволюционно-системного подхода активно исследуются различные стороны и интерпретируются феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникативной функции, эмоционального развития, компонентов и уровней самосознания и других психических структур у человека в сравнении с таковыми у высших животных

В первой половине XX в. Были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследования онтогенеза человека и высших приматов. Все эти исследования показывают, что перцептивные и сенсомоторные процессы, не требующие включения искусственных знаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека единую линию и сходную динамику развития. Манипуляции в первые месяцы онтогенеза развиваются практически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). В освоении рисования детеныши понгид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пассивного языка и даже использование коммуникативных жестов также во многом сходно, как и формирование физического и эмоционального компонентов отношений привязанности. Качественные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникативных средств, которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую (знаковую) функцию.

Уже в первые месяцы у человеческого ребенка появляется «комплекс оживления» как первое комплексное средство общения со взрослым. У детенышей понгид есть сходная реакция, но в ней нет тех компонентов, которые становятся ведущими в развитии общения у ребенка: обмен взглядами и улыбкой со взрослым. В дальнейшем коммуникативные средства включаются в освоение ребенком предметного мира и в само развитие его интеллекта, а детеныши приматов осваивают этот мир индивидуально. Коммуникативные средства не переходят у них в средство организации интеллекта и не становятся речь (и не появляется речевого мышления).

Эти выводы в разных аспектах и в разной интерпретации содержаться практически у всех исследователей. Большинство ученых подчеркивают, что одним из важнейших отличий онтогенеза человека является усиление и качественное изменение роля взрослого в развитии ребенка. Эти исследования позволяют сформулировать основные этапы преобразования онтогенеза в филогенезе как преобразование изменений субъекта со средой в процессе индивидуального развития и изменение роли родительских особей в обеспечении условий развития потомства. Ладыгина-Коте: наблюдения за шимп. И реб. Сходства и различия.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал