Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель унификации и типизации в пром стр-ве. Модульная система и параметры зданий.
Цель и этапы унификации в промышленном строительстве. Унификация предусматривает приведение к единообразию и взаимосочетанию размеров объемно-планировочных компонентов зданий и их конструкций с целью уменьшения объемно-планировочных параметров и количества типоразмеров элементов (по форме и конструкции). Существенно ограничивая количество типоразмеров конструкций и деталей, система унификации служи? надежной предпосылкой экономической рентабельности их заводского производства. Для унификации производят отбор таких зданий, объемно-планировочные схемы и конструктивные решения которых обеспечивают в наибольшей мере функциональные, технические, архитектурно-художественные и экономические требования. Система унификации положена в основу типизации конструкций, т.е. направления, позволяющего на базе отобранных или специально разработанных типов создавать оптимальные объемно-планировочные и конструктивные решения как образцы для многократного повторения в строительстве. Основой при этом является использование прогрессивных норм, унифицированных параметров и индустриальных конструкций ограниченной номенклатуры. Унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий не является чем-то застывшим. Их совершенствуют с учетом прогрессивных норм и методов производства, развития строительных конструкций и технологии строительного производства, изменения норм проектирования, архитектурно-художественных и экономических требований и т.п. Развитие унификации происходило поэтапно. На начальном этапе производился отбор и взаимоувязка линейных параметров зданий (пролет, шаг колонн, высота, нагрузка на конструкции). На этой стадии для многих отраслей промышленности были разработаны габаритные схемы зданий. В таблице IV-! приведены наиболее часто используемые габаритные схемы одноэтажных зданиях, а в таблице 1У-2 - сочетания размеров высот, грузоподъемности кранов и отметок головок подкрановых рельсов. Переход на использование унифицированных габаритных схем позволял значительно сократить число типоразмеров конструкций и деталей, повысить серийность и снизить стоимость их производства, однако их множество еще не исключалось. Поэтому в дальнейшем был осуществлен поиск путей перехода на пространственную и объемную унификацию зданий. В результате этой работы были разработаны унифицированные типовые секции (УТС). УТС представляет собой объемный элемент здания, ограниченный несколькими пролетами по ширине, с постоянной высотой и длиной, как правило, принимаемой равной допустимому расстоянию между поперечными температурными швами. Так, например, для ряда предприятий машиностроительной промышленности были получены секции с размерами в плане 144 х 72 м, высотой пролетов 10, 8 м и с использованием мостовых кранов грузоподъемностью 10 и 20 т. Для ряда отраслей производства (заводы по производству сборного железобетона, здания ТЭЦ и др.), где использование крупноразмерных УТС не оправдано, были разработаны у н и ф и ц и -рОЕанные типовые пролеты (УТП). Использование УТС и УТП позволяло значительно упростить процесс проектирования зданий, сократить число типоразмеров конструкций и деталей и самих видов зданий, осуществлять изготовление основных сборных элементов по единому каталогу. Вместе с тем, использование ' и УТП связано с повышением затрат из-за несовпадения унифицированных параметров с требованиями технологии того или иного производства. Дальнейшее совершенствование унификации промышленных зданий было направлено на переход к межвидовой унификации. Межвидовая унификация предполагает объемно-планировочные и инструктивные решения, единые для производственных, общественных и сельскохозяйственных зданий.
В этом случае представляется возможность строительства зданий по единому каталогу типовых стандартных конструкций и изделий со значительно меньшим числом типоразмеров, чем предусмотрено каталогом для УТС и УТП. Модульная система и параметры зданий. Унификация объемно-планировочных и конструктивных решений стала возможной на базе единого подхода к правилам назначения основных параметров зданий, расположения разбивочных (координационных) осей и строгого соблюдения правил привязки к ним несущих и ограждающих конструкций. Назначение основных параметров зданий (пролет и высота) производят в соответствии с действующей единой модульной координацией размеров в строительстве (ЕСМК) и ГОСТами. Развитие ЕСМК в нашей стране происходило с различными тенденциями. Так, в 1950-1970 гг. преобладала тенденция использования укрупненных модулей, что позволяло сократить число типоразмеров зданий и конструкций. Однако, как уже указывалось, это приводило к завышению объемов и площадей зданий. В целях экономии материалов и энергоресурсов в последнее время стали допускать разукрупнение модулей с соблюдением обязательной кратности их, как и прежде, единому модулю (М = 100 мм). В настоящее время, исходя из функциональных, экономических и архитектурных требований, размеры модульных пролетов L0, модульных шагов B0 и модульных высот этажей Hо объемно-планировочных элементов зданий назначают кратными укрупненным модулям в соответствии с таблицей 1У-3. Таблица 1У-3 Размеры объемно-планировочных элементов зданий и укрупненные модули
В соответствии с установленной модульной координацией пролеты зданий могут быть (м): 9; 10, 5; 12; 13, 5; 15; 16, 5; 18; 21; 24; 27; 30 и т.д.; шаги колонн (м) - 6; 7, 5; 9; 10, 5; 12; 13, 5; 15; 16, 5 и 18; высоты этажей (м) - 3; 3, 3; 3, 6; 3, 9; 4, 2; 4, 5; 4, 8 и т.д. через 0, 3 м до 18 м включительно. Допускается применение высоты этажей 2, 8 м, кратной основному модулю М = 100 мм. Назначение параметров зданий за указанными пределами производят исходя из комплексной необходимости обеспечения экономного и рационального размещения технологического процесса, включая архитектурно-художественную сторону здания, но с обязательным подчинением укрупненным модулям. В многоэтажных зданиях выбор размеров пролета и шага колонн {сетки колонн) производят с учетом нормативной полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Так, при нагрузке до 15 кН/м2 (1500 кг/м2) применяют сетку колонн 9x6 м, а при нагрузках до 30 кН/м2 (3000 кг/м2) -6х хб м. Применение более крупных сеток колонн увязывают как с ограничением нагрузок на перекрытия, так и с количеством этажей. Например, при использовании сетки колонн 12x6 м и при нагрузках до 10 кН/м2 (1000 кг/м3) количество этажей при сборных железобетонных каркасах не должно превышать шести. Укрупненные модули лежат в основе назначения номинальных размеров конструктивных элементов зданий (стеновые блоки и панели, плиты покрытий и перекрытий и др.) Оптимальные габариты сборных' конструкций выбирают с учетом грузоподъемности механизмов и транспортных средств, технологии монтажа и других факторов.
|