![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое обеспечение проведения аудиторской проверки кредитной организации
Нормативно-правовое обеспечение банковского аудита в банке включает в себя систему законодательных и нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность в целом, а также систему внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность конкретного банка. Таблица 1. Перечень основных нормативных актов по банковскому аудиту в коммерческом банке
Говоря о нормативно-правовом обеспечении банковского аудита, необходимо подчеркнуть, что его информационной базой являются, помимо затронутых выше документов, также множество других нормативно-правовых актов, выпущенных Банком России, Минфином РФ, другими государственными органами. Без них невозможно в полном объеме реализовать функции банковского аудита в коммерческих банках. Например, при проверке учетно-операционной работы необходимо располагать такими нормативными актами, как Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации №61; Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 №2‑ П; Указание №488‑ У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации»; Положение №29‑ П «О консолидированной отчетности кредитных организаций» многие др. При проверке кредитных операций: Положение №39‑ П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета», а также методические рекомендации к нему; Положение ЦБ РФ №254‑ П «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»; Указание №451‑ У «О бухгалтерском учете операций предоставления и погашения ломбардных кредитов» и др.; При проверке операций с ценными бумагами: Положение «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях»; Положение №32‑ П «О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ»; Указание №372‑ У «О расчетах Участников Расчетных центров ОРЦБ»; и др. Система внутренних нормативных документов объединяет все внутренние документы банка, регулирующие его деятельность, формирует единую нормативно-правовую базу, на основе которой должен строиться весь комплекс внутренних взаимоотношений в банке. 6.Аудиторское заключение по результатам проверки банка Аудиторское заключение является независимым свидетельством достоверности и объективности финансовой отчетности кредитной организации. В аудиторском заключении приводится ссылка на законы и нормативные акты, в соответствии с которыми проводился аудит банка. Эволюция правового регулирования аудита наиболее четко прослеживается на примере изменения требований к содержанию и порядку представления аудиторского заключения. Заключение аудитора как результат аудиторской проверки − документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудиторской фирмы или аудитора должно состоять из трех частей: 1) вводная часть, которая содержит наиболее общие сведения об аудиторе; 2) аналитическая, содержащая результаты экспертизы организации бухгалтерского учета; составления соответствующей отчетности; состояния внутреннего контроля; информацию о фактах, выявленных в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетов, влияющих на ее достоверность, а также нарушения законодательства РФ при совершении хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников, государства и третьих лиц; 3) итоговая, запись в которой подтверждается достоверность отчетности либо невозможность подтверждения. Применительно к банковскому аудиту требования к форме аудиторского заключения должны были учитывать нормы «Положения об аудиторской деятельности в банковской системе», утвержденного 06.02.91. Данное Положение является одним из первых нормативных документов в области банковского аудита. Оно не устанавливало специальных требований к аудиторскому заключению, а только предписывало аудитору сформировать свое мнение по таким вопросам, как: - достоверность данных бухгалтерского баланса на дату составления отчета; - соответствие бухгалтерского учета требованиям нормативных документов; - соблюдение коммерческим банком банковского законодательства; - соответствие результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка его отчетности; - правильность объявления налогооблагаемой прибыли. Переломным моментом в правовом регулировании аудиторской деятельности, в том числе и банковского аудита, стал 1996 г. Так, 9 февраля 1996 г. комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ утвердила первый из стандартов аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о банковской отчетности». Этот документ определил аудиторское заключение как мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и закрепил положение, в соответствии с которым указанное мнение не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе. Согласно ст. 42 Закона «О банках и банковской деятельности» аудиторская организация должна составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения. Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в него годовых отчетов кредитной организации. Аудиторское заключение банка имеет ряд специфических особенностей.
|