![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анкета Голланда
Анкета разработана американским психологом Джоном Голландом и основана на его концепции, в соответствии с которой все люди делятся на шесть типов профессиональной направленности личности:
Каждый тип личности характеризуется:
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. В России наиболее часто используется сокращенный вариант анкеты Голланда, состоящий из 42 пар профессий. Испытуемый должен в каждой паре выбрать и отметить наиболее привлекательную для него профессию.
АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ИНСТРУКЦИЯ. В строчках таблицы Вам будут представлены пары различных профессий. В каждой паре постарайтесь отдать предпочтение одной из них и поставьте крестик или галочку в клетке слева от названия наиболее привлекательной для вас профессии.
Р(1)=___ И(2)=___ А(3)=___ С(4)=___ П(5)=___ К(6)=___
В клеточке слева от названия каждой профессии указан номер типа личности, которому эта профессия соответствует. Для каждого из шести типов личности необходимо подсчитать количество выборов, и полученные суммы записать в графы «Р», «И», «А», «С», «П» и «К» в нижней части бланка. Если суммы по каждому типу подсчитаны правильно, то сумма баллов по всем шести типам будет равна 42. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует ведущую профессиональную направленность личности.
Таблица 6. Описание типов личности по Дж. Голланду
Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только в том случае, если оценка этого типа на несколько баллов выше, чем оценки других типов. Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определяя три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом, по степени сходства, в форме шестиугольника (Рис. 3). Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. Так, например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, являющиеся смежными с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника. В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, оказываются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то профессиональный выбор является наиболее обоснованным и последовательным. При этом можно отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными. Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например, другие тесты, книги или консультации.
Рис. 3. Типы профессиональной направленности личности по Дж. Голланду Анкета «Ориентация» Разработанная автором анкета «Ориентация» [43] предназначена для диагностики профессиональных интересов, склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи старше 14 лет и взрослых людей. Вместе с психологической картой профессий, анкета «Ориентация» представляет собой методический комплекс «Экспресс-профориентация», позволяющий относительно быстро и легко оказывать помощь в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями клиентов, а также с учетом потребностей современного российского рынка труда. Анкета позволяет определить направленность клиента на ту или иную группу профессий, а карта профессий – проинформировать его о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку, а также о спросе на данные профессии на рынке труда и выбрать конкретную профессию из наиболее предпочитаемой группы. Анкета не заменяет методов углубленной психологической диагностики профессиональных способностей и при необходимости может дополняться другими профориентационными методами. С самого начала своего появления методика экспресс-профориентации разрабатывалась для повышения интенсивности и качества профконсультирования большого количества клиентов в условиях массовых мероприятий, таких как городские и районные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, дни открытых дверей и т.п. Опыт использования этой методики в таких условиях свидетельствует о том, что количество клиентов, которым профконсультант может оказать элементарные профориентационные услуги, связанные с диагностикой и информированием, составляет до нескольких десятков на одного специалиста в день. Кроме того, методика показала свою эффективность в условиях проведения групповых занятий и индивидуальных консультаций в центрах занятости, центрах профориентации, учреждениях общего и профессионального образования. Включение методики в популярные книги, посвященные выбору профессии, показало, что большинство читателей в состоянии использовать ее для самодиагностики собственных профессиональных интересов и знакомства с соответствующими профессиями. В отличие от большинства традиционных профориентационных методик, таких как дифференциально-диагностический опросник ДДО, опросник профессиональной готовности ОПГ, многофакторный определитель профессиональных склонностей МОПС, опросник Йоваши, карта интересов Голомштока, индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI, опросник Кейрси и т.п., методика экспресс-профориентации:
Итак, анкета «Ориентация» позволяет выявить профессиональные склонности людей и их представления о своих профессиональных способностях. Профессиональные склонности – это желания человека заниматься определенными видами профессиональной деятельности, потребности быть профессионалом в некоторой области трудовой деятельности. Склонности характеризуются стремлением не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность тех или иных видов деятельности, интерес к ним. Профессиональные способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит возможность успешного освоения и дальнейшего осуществления профессиональной деятельности. Способности, в конечном счете, определяют умение овладевать профессиональными знаниями и навыками и выполнять соответствующую профессиональную деятельность. Анкета «Ориентация» используется в случае затруднений клиента при выборе профессии для обучения или переобучения. Процедура опроса занимает от 10 до 15 минут. Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».
АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ»
ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности: 0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно. Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности: 0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):
В первой части («Я хочу») клиент должен оценить по 4-балльной шкале (от 0 до 3 баллов) степень своего желания заниматься каждым из 35-ти приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты является основной и предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений клиента. Результаты первой части анкеты «Ориентация» необходимы в процессе профориентации для определения наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности. Во второй части («Я могу») клиент должен оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35-ти заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения представлений клиента о своих профессиональных способностях. Вторая часть анкеты является дополнительной и диагностирует не столько объективную степень выраженности профессиональных способностей, сколько то, что клиент о них думает, как он их оценивает. Для того чтобы получить объективную информацию о степени выраженности профессиональных способностей клиента, необходима углубленная профессиональная диагностика, которая может быть осуществлена психологом с помощью специальных тестов. Однако результаты второй части анкеты «Ориентация» можно использовать для уточнения данных о профессиональных склонностях клиента и определения степени соответствия между тем, какие профессии он предпочитает, и тем, какие виды профессиональной деятельности он, с его точки зрения, может выполнять. Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения в каждой из двух частей анкеты, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных клиентом, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе клиент набрал максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1)человек-человек, 2)человек-техника, 3)человек-информация, 4)человек-искусство, 5)человек-природа. Последние две группы суждений, обозначенные буквами «А» и «Б», соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие. Для каждого клиента сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) он склонен в наибольшей степени. Затем определяется преимущественная склонность к одному из двух классов профессий (А или Б). Обозначения типов и классов профессий такие же, как и на психологической карте профессий.
Таблица 7. Психологическая карта профессий с учетом спроса на современном российском рынке труда
Примечание: выделенные жирным курсивом профессии пользуются высоким и устойчивым спросом на современном российском рынке труда
При использовании карты профессий осуществляется поиск группы профессий, соответствующей тому типу и классу, которые получили максимальное количество баллов при заполнении клиентом анкеты «Ориентация». Внутри этой группы и находится конкретная профессия, соответствующая профессиональным склонностям клиента. Этот выбор осуществляется клиентом самостоятельно или совместно со специалистом на основании информации о потребностях в данной профессии, вероятности трудоустройства, имеющейся квалификации, возможностях обучения, предполагаемых условиях труда и уровне заработной платы и т.д. Наиболее простым является случай, когда склонности клиента лежат в той же группе профессий, что и его представления о своих способностях. В этом случае клиенту нравится делать именно то, что он умеет делать. Поэтому можно ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, он не только сможет добиться в ней достаточно высоких успехов, но это будет доставлять ему удовольствие. Однако не всегда клиенту нравятся именно те виды деятельности, которые у него больше всего получаются. В том случае, если наиболее привлекательный для него квадрат на психологической карте профессий не совпадает с квадратом, характеризующим деятельность, которую он может делать лучше всего, клиенту предстоит выбрать, ориентироваться ли на его «Хочу» или на его «Могу». Не существует правил, чему отдать предпочтение в процессе выбора профессии – склонностям или способностям. Они могут быть взаимосвязаны. Это проявляется в том, что если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Также верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным. Тем не менее, если профессиональные склонности клиента не совпадают с его оценкой профессиональных способностей, полезно с помощью более объективных и надежных методов выяснить, каковы же его способности на самом деле. Следует более точно узнать о способностях клиента также и в том случае, если у него нет четко выраженных склонностей и интересов. Поэтому, если оценки профессиональных склонностей клиента по анкете «Ориентация» не очень сильно отличаются друг от друга, если разница между его предпочтением разных типов и классов профессий не больше 2-3 баллов, то при выборе профессии лучше ориентироваться на наиболее выраженные у него способности. Наконец, учет степени развития способностей должен быть первоочередным в случае, если оценка наиболее предпочитаемого типа или класса профессий не превышает 4-5 баллов. Это может быть тогда, когда клиент вообще не склонен заниматься каким-либо общепринятым видом профессиональной деятельности. Методика экспресс-профориентации может служить эффективным дополнением к традиционным средствам профессиональной психологической диагностики и консультирования. Успешное применение данной методики возможно только при соблюдении ряда условий. Прежде чем провести методику, необходимо установить контакт с клиентом или группой. Следует познакомиться, при необходимости снять излишнее эмоциональное напряжение, выявить запросы клиентов. Обязательно нужно проинформировать клиентов о принципах правильного выбора профессии. То есть клиенты должны быть осведомлены о том, что выбираемая профессия должна соответствовать трем критериям: их интересам, возможностям и спросу на рынке труда («хочу», «могу» и «надо»). Требуется объяснить, что методика позволяет подобрать для клиентов профессии, наиболее соответствующие их интересам («хочу»), представлениям о своих способностях («могу») и при этом пользующиеся спросом со стороны работодателей («надо»). Далее, при получении результатов диагностики необходимо объяснить клиентам, что все профессии можно разделить на пять типов в зависимости от предмета труда и два класса в зависимости от характера труда, представив их в виде карты, которая состоит из десяти областей. В каждой области находится группа профессий, предъявляющих сходные требования к способностям человека. После окончания работы с методикой обязательно нужно обсудить полученные клиентами результаты. Целями обсуждения являются:
Для обсуждения результатов с клиентами полезно использовать следующие вопросы:
И, конечно, нужно быть готовым к тому, чтобы помочь клиентам более точно оценить их общие и специальные способности с помощью тестов для углубленной диагностики и составить план дальнейшей профессиональной карьеры, либо рекомендовать специалиста или организацию, которые могли бы предоставить подобные услуги. Выполнение общих требований к консультированию, соблюдение четкой последовательности консультационного процесса приводят к принятию клиентом наиболее обоснованных решений о выборе профессиональной карьеры, способствуют повышению удовлетворенности – как у клиента, так и у самого консультанта.
|