Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика общественного сектора






 

 
 

 

 

Курс лекций по теории государственных финансов

 

 

Челябинск


 

В методическом пособии изложены основные понятия и принципы экономики общественного сектора, производства и распределения социальных благ в государстве, учтены особенности переходного периода в экономике России.

Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования подготовки экономиста и менеджера.

 

 

Методическое пособие по курсу «Экономика общественного сектора» разработано кандидатом экономических наук Горшковым Андреем Александровичем в соответствии с современной концепцией функционирования экономики общественного сектора.

 

Методическое пособие утверждено _________________________

 

_____________________________________________________

 

«__» __________ 2010 года

 


Введение.

 

Задачей курса «Экономика общественного сектора» является формирование концептуальных подходов по проблемам функционирования общественного сектора государства и, в частности, в условиях переходной экономики России.

Экономика Российской Федерации переживает в настоящий момент сложный период адаптации к рыночным условиям. Общественный сектор, который представляет собой совокупность всех ресурсов, находящихся в распоряжении государства, трансформируется коренным образом. В условиях административно - командной системы государство через Госплан, министерства, ведомства, предприятия и организации, собственником которых оно являлось, пыталось выражать всю совокупность экономических интересов граждан. В результате приватизации подавляющей части предприятий и организаций, ранее находившихся в государственной собственности, возникло множество новых субъектов частной собственности со своими экономическими интересами, что потребовало трансформации распределения ресурсов через общественный сектор. В настоящий момент государство может осуществлять воздействие на экономическое положение граждан и их благосостояние, формируя рыночные механизмы распределения ресурсов и создание адекватной системы государственных расходов. Вследствие этого меняется структура общественного сектора. Проблема усугубляется тем, что дореформенная система производства и распределения социальных благ разрушена, а новая система находится в стадии становления.

В основу курса «Экономика общественного сектора» положены постулаты теории соотношения общественного и частного блага. Особое внимание уделено возможности замены общественных благ частными и выбору оптимального их соотношения для граждан государства.

По данному курсу предполагается написание курсовой работы или реферата и сдача экзамена.

К курсу «Экономика общественного сектора» прилагается список литературы по данной проблеме.

К каждой теме даны задания и вопросы, с которыми студенты должны ознакомиться и быть готовы дать по ним исчерпывающий ответ.


Тема 1. Общественный сектор экономики.

 

1. Общественный сектор государства и рынок.

2. Изъяны рынка и перераспределение.

3. Масштабы общественного сектора в условиях перехода к рынку.

 

1. Общественный сектор государства. Ресурсы общественного сектора. Состав общественный сектор государства. Роль государства в смешанной экономике. Решающая экономическая особенность государства.

2. Задачи общественный сектор государства. Понятие Парето-улучшения. Парето-оптимальное состояние. Изъяны рынка. Причины возникновения изъянов рынка: ограниченная конкуренция, внешние эффекты, асимметричность информации.

3. Причина несовпадения долей общественного сектора в национальном капитале и в совокупном доходе государства. Факторы, влияющие на изменение общественного сектора в период перехода к рыночной экономике: социальные, политические, экономические.

 

Задания и вопросы.

 

1. Что представляет собой общественный сектор государства в рыночной экономике?

2. В чем сходство и каковы отличия государства от других субъектов рыночной экономики?

3. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?

4. Раскройте понятие «Парето-улучшение» и «Парето-оптимизации».

5. Что такое «изъяны рынка» и каковы их основные типы?

6. В чем причины возникновения естественной монополии и как можно преодолеть ее влияние в условиях рыночной экономики?

7. Раскройте понятие позитивных и негативных экстерналий. Почему они ведут к неоптимальному использованию ресурсов и какие существуют способы преодоления этого влияния?

8. Объясните несовпадение долей общественного сектора в национальном капитале и в совокупном доходе.

9. Какие факторы влияют на изменение общественного сектора в период перехода к рыночной экономике?

 

1. Общественный сектор государства и рынок.

 

Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Количественно определить роль правительства в управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

Экономисты, столкнувшись с проблемой внешних эффектов и общественных благ, решили выделить ту сферу экономической деятельности, в которой не срабатывают рыночные механизмы распределения благ. Таким образом, возникла наука, занимающаяся исследованием сектора экономики, в котором ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в первую очередь, через государство.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1) Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2) Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3) Экономическое равновесие между D и S общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Структура ОС:

       
   

 

 


На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

 

Система национальных счетов делит экономическую деятельность по этим секторам, в частности, она выделяет:

- частные коммерческие организации;

- общегосударственное управление (государственные учреждения и организации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за счёт налогов и доходов от собственности;

- негосударственные некоммерческие организации – доходы складываются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из доходов от собственности.

Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается наличие государства как гаранта выполнения взаимных обязательств, которые берут на себя свободно взаимодействующие индивиды, гаранта правового порядка.

Расширение понимания роли государства - изучение макроэкономических процессов. Здесь государство – «надэкономический регулятор», а не производитель услуг; в стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных ресурсов.

Особенности экономики общественного сектора - государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости

Предполагается, что:

☺ государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

☺ цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

☺ государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка и государства существуют серьезные разногласия по поводу пропорций и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства в экономике, форм государственного контроля.

Две полярные точки зрения на это:

☺ неолибералы (минимум государства);

☺ радикалы и государственники (ведущая роль государственного сектора, прямой контроль через государственную собственность).

Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения человеческой личности к улучшения качества жизни людей.

Современная эк-ка - эк-ка смеш. типа. Ее смеш. хар-тер опред-ся наличием разных форм собственности и способов хозяйствования. сочетанием рыночных и государственных, общественных мех-нов регулирования, возможностями согласования эк. и сои, начал.

Неолиберальная модель - большая роль гос-ва считается неоправданной, решение соц. задач передается благотвортельным орг-м.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал