![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема финансирования
Еще более острой, чем организационная, является проблема финансирования. На это обстоятельство обратил внимание уже Й. Шумпетер. По его мнению, преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комбинацию Предприниматель может лишь опираясь на кредит. Банковское финансирование для него является обязательным условием, тогда как рутинная деятельность фирмы, занятой привычным бизнесом, может в принципе обходиться и без кредита. Й. Шумпетер называет банк «эфором рыночной экономики» (титул эфора носили высшие должностные лица в Древней Спарте), стоящим между нуждающимся в факторах производства Предпринимателем и не желающими отдавать их даром владельцами. Предоставляя кредит, банк от имени народного хозяйства выдает Предпринимателю полномочия на осуществление новых комбинаций. Ситуация обрисована предельно точно: гениальные изобретатели и одержимые новой идеей предприниматели обычно не рождаются миллионерами. Им необходимы заемные средства, а получить их далеко не просто. Напомним, что радикально новую идею большинство людей первоначально склонно отвергать. Поэтому первопроходцам в большинстве случаев была бы уготовлена классическая роль бизнесменов-неудачников, не будь в их успехе заинтересованы более широкие деловые круги. В теоретической схеме Й. Шумпетера в этой роли выступают банки, сначала дающие кредит, а потом получающие его назад с огромным (плата за риск!) процентом. А по сложившейся ситуации к концу XX века практике эти функции берут на себя так называемые венчурные (т.е. рисковые) фонды или фирмы.
Реальный пример
«Химеко» в поисках финансирования. Российская инновационная фирма «Химеко», созданная преподавателями Академии нефти и газа, разработала гель, позволяющий увеличить выход нефти из скважин в 5-9 раз. Синтезированное российскими химиками вещество технологичнее и дешевле западных аналогов. Его испытания дали блестящие результаты. Причем проверка проводилась прямо на скважинах потенциальных потребителей геля (АО «Юганскнефтегаз», АО «Ноябрьскнефть»), так что любой обман исключен. Потребители высоко оценили продукт. Но «Химеко» не может развернуть производство. Нет инвестора. Нефтяники готовы платить только нефтью, а фирме нужны для покупки оборудования «живые» деньги. Таким образом, в российских условиях у фирм-пионеров проблемы существуют даже в безоблачных ситуациях. Судите сами: есть технология, готовый продукт и потребители, а дело стоит.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Что в приведенном примере кажется вам национальной спецификой, а что общим правилом жизни эксплерентов разных стран? 2. Поставьте себя на место инвестора и скажите, какие причины делают для вас непривлекательным вложение денег в «Химеко».
|