Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Радикальное НТП как специализация эксплерентов.






 

Конкурентная стратегия эксплерентов сильна тем, что лежит в иной плоскости, чем у их мощных соперни­ков. Несколько заостряя, можно ска­зать: изобретая какой-нибудь антигра­витационный двигатель фирма-новатор меньше рискует, чем пытаясь усовершенствовать обычный легковой автомобиль. В первом случае талант и фанатичная преданность делу дают хоть минималь­ную надежду на создание фантастической машины. И уж ко­нечно ни один крупный концерн не составит здесь конкурен­ции, поскольку просто не занимается подобными прожектами. Во втором случае ситуация абсолютно бесперспективна. В кустарных условиях просто нельзя учесть всю ту массу мело­чей, которую в крупной корпорации просчитывает целая армия специалистов, стремясь всесторонне привести товар в соот­ветствие с запросами и даже прихотями клиента.

Иными словами, предсказуемый, текущий научно-техни­ческий прогресс – вотчина крупных фирм и специализирован­ных производителей, рискованные прорывы в неизвестное – шанс эксплерента. Подтверждением этого своеобразного раз­деления труда в области НТП может служить состав основа­телей фирм-новаторов: ими становятся в большинстве случа­ев либо ученые, либо бывшие высокопоставленные служащие крупных концернов. Присутствие ученых вряд ли требует ком­ментариев.

А вот участие выходцев из крупных фирм симптоматич­но. Ведь эти люди прекрасно ориентируются в технической политике гигантов. Очевидно, собственное дело представля­ется им единственной возможностью реализации определенных научных идей, которые в рамках концерна заведомо не найдут развития. Иначе попытка в одиночку «переиграть» весь мощный исследовательский аппарат покидаемой фирмы была бы самоубийственной и, конечно, не получила бы массового распространения.

Это не обреченная попытка слабого бросить вызов сильному, а стремление воспользоваться преимуществами первооткрывателя, противопоставить силе быстроту, достиг­нутое опережение во времени.

Реальный пример

КТО и КАК создал рабочие станции?

Рассмотрим историю создания воркстейшенз или ра­бочих станций – самого перспективного на начало 90-ых годов класса компьютеров – под углом двух основных во­просов: кто и как изобрел их и внедрил на рынок?

КТО? Наиболее естественным кандидатом на роль «отца» рабочих станций по общей логике должен был быть «ИБМ». Ни одна другая компания в мире не тратит столько на науку. И ни одна фирма не может похвалить­ся столь большими достижениями. Числу Нобелевских лауреатов, вышедших из ее лабораторий, может позави­довать большинство крупных высокоразвитых стран. Тем не менее успех выпал не на ее долю.

Тогда, может быть, выдающееся достижение сделано японскими корпорациями, о технологическом наступле­нии которых можно прочитать практически в любом об­зоре электронной промышленности? Но и это не так. Часто представляющиеся своим конкурентам неуязвимы­ми «Фудзитцу», «Мацусита» и «Тошиба» выпускают воркстейшенз только по лицензии или продают под свои­ми марками чужие ЭВМ. Не были ли тогда пионерами фирмы, не задолго до того изобретшие персональный компьютер? Они-то уж наверняка не могли так быстро бюрократизироваться, а опыт и солидную финансовую базу приобрели!

И опять ответ отрицательный. В действительности честь создания воркстейшенз принадлежит двум крошеч­ным группам (впоследствии эти фирмы стали известны как «Аполло компьютерз» и «Сан майкросистемз»), обладавшим ничтожными финансовыми, техническими и людскими ресурсами. Такая парадоксальная ситуация яв­но требует рационального объяснения: слишком много слишком серьезных и очень разных соперников было у двух пионеров-эксплерентов, чтобы их победу можно бы­ло счесть простым везением.

И объяснение действительно находится, если прос­ледить КАК было сделано изобретение. Магистральный путь совершенствования компьютеров – улучшение их компонентной базы, использование все более емких и быстродействующих интегральных схем. Именно на этом надежном направлении сосредотачивают свои усилия все солидные фирмы: японские и американские, узкие спе­циалисты и гиганты-универсалы. И их логику можно по­нять – если ты этого не сделаешь, то уступишь конкурен­там, которые наверняка не упустят такой очевидный шанс

Иное дело эксплерент, фирма без товара, без обор­ота, без прибыли. Над ним не довлеют нужды текущего бизнеса. Загоревшись идеей, будущий глава «Сан майкросистемз» пошел на почти неприемлемый риск, ре­шив строить сверхмощный компьютер из стандартных деталей. Расчет был не на новую элементную базу, а на оригинальную архитектуру машины. Позже, уже победи­телем, он сравнивал свои шансы на успех с возможно­стью собрать в домашних условиях суперавтомобиль класса «феррари» из накупленных в автомобильном ма­газине запчастей от разных машин.

Вопросы для ситуационного анализа:

 

1. Сравните сильные и слабые стороны «Сан» и его конкурентов в сфере прорывного НТП и улучшающих инновации.

2. Можно ли считать МНТК «Микрохирургия глаза» руководимый проф. С.Федоровым, русским эксплерентом?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал