![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий - как объекты гражданских прав.
Интеллектуальные права на идеальные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю.л., продукции, работ и услуг, наряду с вещным правом является абсолютным правом, опосредующем статику имущественных отношений. Эти виды абсолютных прав различаются по 1. объектам и по 2. формам деятельности, в рамках которой они создаются. Итогом физического труда обычно служат вещи. Интеллектуальной деятельностью является умственный (мыслительный, духовный, творческий) труд человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). (В гражданско-правовом понимании интеллектуальной является не материально-производственная деятельность, завершающаяся изготовлением например, книг как вещей, а духовная деятельность, заканчивающаяся, созданием литературного произведения. Наборщики, лишь овеществляют идеальные результаты умственного труда автора). Результат интеллектуальной деятельности - выраженный в объективной форме ее продукт (именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или пром.Образцом ит.п.) обладающий признаками: 1. Идеальная природа - они не подвержены износу, амортизации, а могут устаревать лишь морально. (Произведения науки и техники — определенные системы научных и тех. понятий или категорий. Литературные и художественные произведения - система литературных либо художественных образов. Эти категории и образы выражаются во вне буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и существуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте и т. п.). Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами). 2. Право не может прямо воздействовать на мыслительные процессы, протекающие в головном мозге человека. Право позитивно воздействовует на этот процесс путем выработки правовых форм организации научно-технической и иной творческой деятельности и закрепления в дефинитивных нормах условий охраноспособности ее результатов. Исключительное право может быть установлено на средство индивидуализации ю.л., а также индивидуализации выполняемых работ или услуг – 1.фирменные наименования, 2.товарные знаки и знаки обслуживания, 3.наименования мест происхождения товаров, используемые в целях персонификации (идентификации) ю.л., продукции, работ или услуг. Отличие: 1.их главная ценность -содействие созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. 2. исключительное право на средства индивидуализации закрепляется не за их разработчиками (например, художниками), а за лицами, зарегистрировавшими их на свое имя. Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1ст.44).«Правовое регулирование интеллектуальной собственности» отнесено к ведению РФ(п.«о»ст.71). Исключительные права в субъективном смысле – система прав и обязанностей субъекта - обладателя этих прав. Исключительные права в объективном смысле – подотрасль гражданского права – система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания и использования результатов умственного труда. Это исключительные абсолютные права, обеспечивающие их обладателям легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжению ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия. Объекты интеллектуальных прав Статья 1225. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1. авторское право - 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 2. смежные права - 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 3. патентное право - 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 4. права на средства индивидуализации ю.л., продукции, работ и услуг - 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. 12) секреты производства (ноу-хау); Интеллектуальная собственность охраняется законом. Понятие авторских прав, их виды и содержание. Статья 1255 - интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гр. права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. 1.Личные неимущественные - могут обладать только авторы произведений - неотчуждаемы и непередаваемы (органически связаны с личностью создателя произведения не переходят по наследству), охраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения, практически бессрочны. Наследники вправе бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. 1) право авторства Статья 1265 – право признаваться автором произведения 2) право на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, .Отказ от этих прав ничтожен. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. 3) право на неприкосновенность произведения - Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. 4) право на защиту произведения от искажений - извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерт 5) право на обнародование Статья 1268. - право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). 6) Статья 1269. право на отзыв - автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правила настоящей статьи не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (статья 1240). В случаях, предусмотренных ГК, автору принадлежат другие права, в том числе 2. Имущественные права автора Статья 1270 Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. - могут отчуждаться о договору, не сохраняются при уступке прав на использование, имеют ограниченный срок действия. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: 1) воспроизведение произведения - изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения; 7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия; 8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия; 9) перевод или другая переработк а произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренн подпунктом 10 п Правила подпункта 5 не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката. В случаях, предусмотренных ГК, автору принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Исключительные права на отдельные произведения дополняются некоторыми другими правомочиями. Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства - исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Использование архитектурного, градостроительного или садово- паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. Автор имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству. Автор вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
|