Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства






Вопросы развития форм межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью в современном мире в условиях глобализа- ции приобретают особое значение. Наряду с позитивными процессами углубления мировых интеграционных процессов, эпоха глобализа- ции принесла человечеству проблемы негативного порядка в виде интернационализации организованной преступности, экстремизма, роста транснациональной преступности, терроризма, возможностей


использования криминальными группировками современных между- народных коммуникационных систем. Эффективность борьбы с кри- минальными проявлениями требует активизации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства осуществляется нормами междуна- родного и внутригосударственного (национального) права. В рамках сотрудничества между государствами принимаются согласованные решения по унификации уголовного законодательства, разрабатыва- ются меры по пресечению преступлений и организации деятельности по расследованию совершенных преступлений, по обеспечению ис- полнения уголовных наказаний.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ общепри- знанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы1. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем пред- усмотренные УПК, то применяются правила международного дого- вора. Вместе с тем российское законодательство (ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ») устанавливает процедуру придания международному договору преиму- щественной юридической силы: он может быть инкорпорирован в рос- сийскую правовую систему путем ратификации. В тех случаях, когда договоры с иностранными государствами не заключены, сотрудниче- ство осуществляется на уровне дипломатических представительств на основе принципа взаимности. Часть 2 ст. 453 УПК устанавливает, что принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Следственного комитета РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства вну- тренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психо- тропных веществ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Таким образом, под международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства понимается основанное на междуна-

 

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г.

«О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» разъясняет, что толкование международного договора должно осуществляться в соответ- ствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (разд. 3, ст. 31–33).


родном договоре Российской Федерации, международном соглашении или на принципе взаимности «сотрудничество государств в борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий нескольких государств»1.

Взаимодействие в порядке оказания правовой помощи осу- ществляется по нескольким направлениям: исключительно через центральные органы государств, через указанные в договоре цен- тральные органы либо исключительно по дипломатическим каналам. Кроме того, в соответствии со ст. 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам «договаривающиеся стороны могут определять перечень своих центральных, территориальных или иных органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария»2.

Существенный вклад в развитие международного сотрудничества вносит деятельность ООН. Решения, принимаемые на Конгрессах ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, оказывают влияние на национальную политику государств в области международного сотрудничества, имеют важное значение для выра- ботки международно-правовых стандартов и рекомендаций в борьбе с преступностью. В числе наиболее значимых международных до- кументов, направленных на активизацию борьбы с трансконтинен- тальной преступностью, принятых этой организацией: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.3; Конвенция об отмы- вании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.4; Рекомендации относительно между- народного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития от 14 декабря 1990 г.5;

 

1 См.: Волеводз А. Г. Правовое регулирование новых направлений междуна- родного сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства. М., 2002. С. 41.

2 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

3 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994. Вып. XLVII. С. 133–157.

4 Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г., рати- фицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 28 мая 2001 г.

№ 62-ФЗ с оговорками и заявлением) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 3. С. 14–46.

5 Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства: хресто- матия: в 3 т. Т. 1. Документы ООн / сост. З. Д. Еникеев, Л. М. Аширова, Е. Г. Ва- сильева. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 205–215.


Конвенция ООН против транснациональной организованной пре- ступности от 15 ноября 2000 г.1 и др.

Вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам ре- гламентируются рядом многосторонних международных договоров: Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. (с дополнительным протоколом к ней от 17 марта 1978 г.)2; Конвенцией о правовой помощи и правовых отно- шениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с дополнительным протоколом от 28 марта 1997 г.)3; Европей- ской конвенцией о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.4Важ- нейшим этапом развития международного сотрудничества по борьбе с международными преступлениями в Европе является вступление в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2009 г., направленного на решение вопросов сотрудничества государств — членов Европейского союза в сфере уголовного судопроизводства.

Большую роль в борьбе с международной преступностью играет полицейское сотрудничество. 26 июля 1995 г. была принята Конвен- ция о создании Европейской полицейской организации — Европол. 28 апреля 1999 г. было создано Европейское бюро по борьбе с мошен- ничеством (ОЛАФ), задачей которого является борьба с экономически- ми преступлениями. Ныне Интерпол5, Европол, ОЛАФ, Европейская организация правосудия (Евроюст) составляют организационную основу взаимодействия государств в борьбе с международной пре- ступностью. Все они наделены процессуальными полномочиями по возбуждению уголовных расследований и участию в расследовании. В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура РФ является компе- тентным и наиболее активным органом Российской Федерации в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения их к уголовной ответственности

 

1 СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

2 СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2349.

3 СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1684; 2000. № 41. Ст. 4036.

4 СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.

5 Интерпол (Международная организация уголовной полиции), созданная учредительным актом в 1923 г. в Вене на международном конгрессе полиции, в своем развитии претерпел ряд серьезных изменений. В 1946 г. на первой по- слевоенной Ассамблее местом постоянного пребывания был избран Париж, затем в 1989 г. Лион. Структура организации была определена Уставом 1956 г., действующем с последующими изменениями (в 1965, в 1991 гг.). Основной задачей Интерпола является содействие прямому взаимному сотрудничеству органов уголовной полиции.


или исполнения приговоров. Приказом Генерального прокурора РФ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудни- чества органов прокуратуры РФ», действующим в редакции от 22 июля 2011 г., углубление международно-правового сотрудничества опре- делено одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Российская прокуратура направляет международно-правовое со- трудничество с уполномоченными органами иностранных государств, международными организациями на объединение усилий государств по противодействию преступности и оказание содействия по вопро- сам правовой помощи в борьбе с преступностью. Заключаемые Гене- ральной прокуратурой РФ международные соглашения регулируют специальные вопросы взаимодействия. Такого рода соглашения, как

правило, конкретизируют межгосударственные договоры.

Генеральная прокуратура РФ принимает активное участие в раз- личных мероприятиях по вопросам правового сотрудничества, про- водимых, например, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, «Группой восьми», Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организацией сотрудничества, Советом государств Балтийского региона и Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Генеральная Прокуратура России также принимает деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП). Этот Совет создан в июле 2005 г. как консультативный ор- ган Комитета министров Совета Европы. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры осуществляется также в рамках Коор- динационного совета генеральных прокуроров СНГ. В соответствии с Положением об этой организации, утвержденным решением Совета глав государств-участников СНГ1.

Генеральная прокуратура РФ приняла участие в разработке ряда проектов договоров о сотрудничестве между РФ и Евроюстом, о вы- даче и правовой помощи по уголовным делам со странами Европы и Азии, странами-участницами СНГ. Решением Совета при Пре- зиденте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против кор- рупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Регулирование оказания правовой помощи по уголовным де- лам осуществляется и органами МВД через приказы МВД России. Например, принят приказ МВД России от 19 ноября 2002 г. № 1118

 

1 Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 1 (34).


«О реализации положений Федерального закона „О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней‟». Особую роль в междуна- родной деятельности министерства играет и Национальное централь- ное бюро Интерпола при МВД России. НЦБ взаимодействует в сфере борьбы с преступностью с Генеральным секретариатом Интерпола и 187 странами — членами организации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал