Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности задержания, избрания меры пресечения, производства отдельных следственных и иных процессуальных действий






В случае возбуждения уголовного дела в отношении лиц, ука- занных в ч. 1 ст. 447 УПК, или привлечения такого лица в качестве обвиняемого применение мер процессуального принуждения, про- изводство следственных и иных процессуальных действий осущест- вляется по общим правилам, предусмотренным УПК, но с учетом следующих особенностей. Эти особенности касаются: во-первых, порядка задержания (ст. 449 УПК); во-вторых, порядка избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу и ее исполнения (ч. 2–41 ст. 450 УПК); в-третьих, порядка производства следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, если уголовное дело в отношении этого лица не было возбуждено или это лицо не было привлечено в качестве обвиняемого (ч. 1, 3–5 ст. 450 УПК).

Так, закон не допускает применение задержания по подозрению в совершении преступления к следующим лицам из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, а именно:

1) члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы;

2) судье федерального суда, мировому судье; 3) прокурору; 4) Пред- седателю Счетной палаты РФ, его заместителю и аудитору Счетной

 

1 См.: Определение Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. № 72-005-21 // СПС КонсультантПлюс.


палаты РФ; 5) Уполномоченному по правам человека в РФ; 6) Пре- зиденту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий. Однако исключение из этого правила составляют случаи, когда такое лицо за- держано на месте преступления. В отношении этого лица применение задержания может иметь место только при наличии основания, пред- усмотренного п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК: «если данное лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его окончания на месте совершения преступления». В этом случае должностное лицо, которое произвело задержание на месте совершения преступления, выполняет действия, предусмотренные ст. 91, 92, 96 УПК.

Однако, если в отношении указанных лиц применено задержание в связи с наличием других оснований, предусмотренных в п. 2, 3 ч. 1 ст. 91 УПК, или при наличии иных данных, дающих основание по- дозревать такое лицо в совершении преступления (ч. 2 чт. 91 УПК), а в момент задержания не было известно, что задержанный является лицом, обладающим процессуальным иммунитетом против задержа- ния, то после установления его личности оно должно быть немедленно освобождено, т. е. действует «фактический запрет на дальнейшее за- держание после выяснения личности»1.

При этом следует иметь в виду, что названные особенности за- держания (ст. 449 УПК), не распространяются после установления личности на таких лиц, как: 1) депутат законодательного (представи- тельного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; 2) судья Конституционного Суда РФ, судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

3) кандидат в Президенты РФ; 4) Председатель Следственного ко- митета РФ; 5) руководитель следственного органа; 6) следователь;

7) адвокат; 8) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 9) зарегистрированные кандидаты в де- путаты. В отношении этих лиц задержание осуществляется по общим правилам, установленным в главе 12 УПК.

Закон предусматривает также особенности порядка избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу и ее исполнение в отношении лиц, из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, а именно:

1) судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов; 2) члена Со- вета Федерации, депутатов Государственной Думы; 3) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; 4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; 5) зарегистрированных

 

1 См.: Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2005 г. № 72-ГО5-3 // СПС КонсультантПлюс.


кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президен- ты РФ; 6) зарегистрированных кандидатов в депутаты законодатель- ного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (ч. 2–41 ст. 450 УПК).

Прежде всего должен быть выполнен порядок, установленный главой 13 УПК. Уполномоченное должностное лицо обращается с соответствующим ходатайством (представлением) в суд, который принимает в соответствии со ст. 108 УПК судебное решение о при- менении заключения под стражу. После этого для его исполнения требуется получение согласия органа, членом которого эти указанные выше лица являются или к которому они принадлежат в соответствии со своим статусом. Для исполнения судебного решения об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов

в качестве меры пресечения заключения под стражу требуется согла- сие соответственно Конституционного Суда РФ или соответствующей квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК).

Для исполнения судебного решения о заключении под стражу члена

Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации необходимо получение со- гласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК). Аналогичная процедура получения согласия соот-

ветственно Совета Федерации или Государственной Думы должна осуществляться и при исполнении судебного решения о применении в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста1.

Для получения согласия соответствующего органа Председатель Следственного комитета РФ обращается с представлением о даче согласия на исполнение судебного решения об избрании меры пре- сечения в виде заключения под стражу. Причем Конституционный Суд РФ и квалификационная коллегия судей соответствующего уровня в срок не позднее пяти суток со дня поступления данного представления Председателя Следственного комитета РФ и судеб- ного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны принять мотивированное решение о даче согласия на исполнение этого судебного решения или об отказе в даче такого согласия (ч. 4 ст. 450 УПК).

Для возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении зарегистри-

 

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г.

№ 13-П // СПС КонсультантПлюс.


рованного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ, зарегистрированного кандидата в депутаты за- конодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ закон установил изъятия из общего правила о долж- ностных лицах государственных органов, наделенных правом давать согласие в порядке ч. 3 ст. 108 УПК. Так, согласно ч. 4.1 ст. 450 УПК ходатайство перед судом о применении заключения под стражу вправе возбудить следователь или дознаватель в отношении зарегистриро- ванного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ только с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депу- таты законодательного (представительного) органа государственной власти субъект РФ — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ.

Следует отметить, что для избрания иных мер пресечения (гл. 13 УПК) к данным лицам процедура согласования не применяется. При этом к другим лицам, не указанным в ч. 2, 3, 4.1 ст. 450 УПК, меры пресечения применяется по общим правилам, при наличии установ- ленных законом оснований и с соблюдением надлежащей процедуры. Среди следственных действий, которые могут осуществляться органом предварительного расследования по уголовному делу, закон предусмотрел особую процедуру применительно к обыску. Процедура данного следственного действия предусматривает выполнение тех же рассмотренных выше правил о необходимости получения согласия соответствующего государственного органа в отношении указанных выше лиц, которые установлены для исполнения судебного решения об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения

под стражу (ч. 3, 4 ст. 450 УПК).

Также усложненная процедура предусмотрена законом, когда в от- ношении названных лиц (ч. 1 ст. 447 УПК) проведение следственных и иных процессуальных действий осуществляется исключительно на основании судебного решения (ч. 5 ст. 450 УПК). Данное правило распространяется лишь на случаи, когда ранее в отношении данного лица не было возбуждено уголовное дело или оно не было привлечено в качестве обвиняемого и производство этих действий осуществляется с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении рассматриваемой категории лиц направляется прокурором в общем порядке в суд, которому данное дело подсудно в соответствии с правилами о подсудности, установленными ст. 31–36


УПК1. В дальнейшем судебное разбирательство по уголовному делу осуществляется по общим правилам, установленным в УПК РФ.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику лиц, обладающих процессуальным иммунитетом и дополнительными гарантиями в сфере уголовного судопроизводства. Оцените перечень этих лиц с точки зрения кон- ституционного принципа равенства граждан перед законом и судом.

2. Составьте сопоставительную таблицу, показав в ней должност- ных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 и особенности применительно к каждому их них: а) возбуждения уголовного дела; б) привлечения в качестве обвиняемого; в) задержания; г) заключения под стражу; д) производства обыска; е) иное (если есть указания в законе).

 

 

1 Однако согласно ст. 452 УПК уголовное дело только в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судьи федерального суда по их ходатайству, поданному до начала судебного разбирательства, может рас- сматриваться Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции. Но следует отметить, что с 1 января 2013 г. данная статья утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал