Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные правовые системы современности






 

В современном мире каждое государство имеет свое право. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право. Призванное урегулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные внешнеторговые отношения.

Познание сущности и социальной природы права обусловливает выявление общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права.

Национальная правовая система включает в себя всю совокупность правовых явлений и процессов, действующих в отдельно взятой стране. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи.

Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи», «семьи систем права». Это наименование широко используется и в отечественной литературе.

Под национальной правовой системой понимается исторически сложившаяся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.

Различают романо–германскую правовую семью, семью общего права, семья социалистических систем права, религиозные системы (мусульманского право).

Романо–германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы – Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран, а также ряда неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо–германской правовой семьи.

Формам национального права, входящим в романо–германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопределило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности.

Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Различные национальные системы права включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты, объединяющие группу однородных норм права.

Особенностью романо–германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно–всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность общественных отношений. * Романо–германские кодексы, другие законы и подзаконные акты – это определенным образом систематизированные (в той или иной степени) комплексы абстрактно–общих правовых норм.

Действующее право стран романо–германской семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменить в нужном направлении.

Романо–германское право – это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно–правовых актов (законов и подзаконных актов).

Основной источник права во всех национальных системах права романо–германской правовой семьи – это закон. Законы принимаются высшим представительным органом или путем референдума.

Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государства), которая является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подзаконных актов осуществляют специальные конституционные суды.

Традиционно важную роль в системе источников права в романо–германской правовой семье играют кодексы – кодифицированные нормативно–правовые акты отраслевого характера.

Значительную роль в качестве источника права в романо–германской правовой семье играют нормативно–правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и т.д.). Как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль для обеспечения соответствия подобных подзаконных актов закону.

Обычай играет в системе источников романо–германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.

Суд в странах романо–германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона, поэтому он не обладает правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права. Вместе с тем суд обладает значительной свободой в толковании применяемых нормативно–правовых актов, что обусловливает влияние судебной практики на правоприменительный процесс и развитие действующего права.

В ряде стран романо–германской правовой семьи общие принципы права имеют силу норм действующего права и обладают приоритетом при разрешении коллизий. Такая значимость общеправовых принципов опирается как на романо–германские правовые традиции, так и на естественно–правовые принципы и нормы о неотчуждаемости естественных прав человека, правовые ценности и т.д., получившие формализацию в конституционном порядке.

Правовая семья «общего права» включает в себя национальные системы права Англии, США, – Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ряда других стран, которые были английскими колониями.

Данная правовая семья по своему происхождению восходит к английскому праву. Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов, которые обязательны для других судов при разрешении аналогичных дел.

Нормы (правила) прецедентного права обладают такими достоинствами, как конкретность и гибкость, но они лишены ясности и четкости абстрактно–общих норм романо–германского права, что препятствует кодификации прецедентного права.

Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой, усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела с уже разрешенными делами. При отсутствии надлежащего прецедента и соответствующей нормы статутного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела.

После судебной практики в качестве источника английского права признается статутное право – законы (акты парламента) и' подзаконные акты, первые из которых согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине считаются второстепенным источником права, вносящим поправки и дополнения к прецедентному праву.

Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти исключительно в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.

Английское общее право получило большое распространение в мире, но не в неизменном виде, а с учетом трансформаций под влиянием местных условий и традиций.

Социалистические системы законодательства обусловлены возникновением в XX в. социалистических стран и соответствующего законодательства. Родоначальником здесь признается Россия (1917 г.). После Второй мировой войны социалистические системы законодательства сложились в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Для этой системы характерно преобладание идеологии, политики и практики бесконтрольно правящей коммунистической партии, а не опора на право. Так называемая не правовая природа социалистического законодательства проявлялась в разных социалистических странах на различных этапах их существования своеобразно: от прямого революционного насилия, не связанного никакими законами, до «государства социалистической законности» и поисков «социализма с человеческим лицом».

Содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах был опосредован правовым прошлым, сложившимися правовыми традициями, уровнем правовой развитости государства и т.д. Так, законодательство послевоенных социалистических стран Восточной Европы, имевших значительное правовое прошлое, существенно отличалось от законодательства азиатских социалистических стран, где право находилось в неразвитом состоянии и не играло существенной роли в жизни общества.

С начала 90–х гг. XX века социалистические страны вступили в новый, постсоциалистический период своего развития с характерными радикальными экономическими, политическими и правовыми преобразованиями с целью утверждения ценности права, прав и свобод человека и гражданина, формирования рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства. На территории государств, входивших в состав СССР, и бывших социалистических стран Восточной Европы стали формироваться новые национальные системы права. Несмотря на различную интенсивность этого процесса, все постсоциалистические государства достигли определенных успехов в своем правовом развитии: принятие новых конституций, признание и закрепление в национальных системах права международных принципов и стандартов в области прав человека, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, участие в процессе европейской интеграции и т.д.

Отметим, что на позициях социализма остались Китай, Вьетнам, Северная Корея и Куба. Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо–германского права.

Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим. Он отражает совокупность предписаний о том, что они должны и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно–нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Источниками мусульманского права являются: Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права; сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение и являющихся основными историческими источниками мусульманского права; иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы мусульманского права. Общим приемом толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс, значение которого состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и «найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела.

К XI в. окончательно складывается иджма, и прекращается период прямого толкования Корана и сунны.

Дальнейшему развитию мусульманской правовой доктрины содействовало толкование и применение положений шариата с учетом «условий, места и времени». Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал