Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды отношений, входящие в сферу правового регулирования.






П р а в о многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон:

- это и элемент культуры цивилизации,

- это мера свободы и справедливости.

Наряду с этим право можно оценивать и как с р е д с т в о (инструмент) для решения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей.

Правовые средства - это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.

В качестве правовых средств выступают нормы права, правопримени-тельные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:

(1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

(2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

(3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Именно правовые средства и придают праву социальную ценность.

Виды правовых средств.

- в зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть: конституционными, гражданскими, административными и т.п.;

- в зависимости от характера — материальными и процессуальными;

- в зависимости от функциональной роли — регулятивными и охранительными;

- в зависимости от информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) — стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

Право призвано регулировать общественные отношения. Этот процесс осуществляется не сам по себе, он действует на основе механизма правового регулирования.

Что бы уяснить содержание этого понятия определимся в понятии «правовое регулирование». Что бы уяснить содержание этого понятия необходимо определиться в понятии «правовое регулирование».

 

В теории права различают два понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Это объясняется тем, что

- при правовом регулиро­вании применяются только специально-юридические средства, устанавливаются конкретные права и обязанности субъектов и обеспечивается их реализация,

-правовое воздействие пред­полагает использование и других средств разнообразного ха­рактера - информационного, воспитательного, социально-ценностного и др.1

Таким образом, между«правовым регулированием» и «правовым воздействием» имеются различие. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия.

Правовое воздействие охватывает всю совокупность правовых явлений, оказывающих влияния на общественные отношения.

Правовое воздей­ствиеэто влияние на общественные отношения не только юри­дическими средствами, способами, методами, но и другими правовыми явлениями (такими, как правосознание, правовая куль­тура, правовые принципы и др.).

Например, несовершение абсолютным большинством людей преступлений объясняется не только и не столько правовыми средствами, способами и методами, сколько сложившимся право­сознанием, предполагающим уважение к праву.

Правовое регулирование - это воздействие норм права на поведение людей посредством правовых способов, средств и методов в целях упорядочения и совершенствования обществен­ных отношений.

Напр., уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующе­го юридического воздействия на общественные отношения ис­пользуются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В ы в о д: с одной стороны нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают – правовое.воздействие более широкое понятие), а с другой – полностью различать.

Такое разделение весьма условно и связано с вычленением различных граней общего действия права.

 

Виды отношений, входящие в сферу правового регулирования.

Вам известно, что посредством права не могут и не должны регулироваться многие отношения между людьми. Это касается, прежде всего, личностных отношений: товарищеских, дружественных, интимных, которые могут прояв­ляться в различных сферах (семейной, имущественной и т.д.).

Многое зависит также от того, какой должна быть детали­зация правового нормирования. Здесь требуется придерживается «золотой середины».

Так, например, когда сфера правового регулирования неоправданно ограничена, когда возможности его игнорируются, в определенных областях общественных отношений и даже в обществе в целом возникает угроза произвола и непредсказуемости.

И наоборот, когда сфера правового регулирования безосновательно расширяется и сопровождается чрезвычайной детализацией, особенно при усилении централизованного государственного воздействия, со­здаются условия для формирования и укрепления авторитар­ных режимов, характеризующихся социальной пассивностью и политической инертностью населения.

В силу этого, применительно к админи­стративным, уголовным, процессуальным отношения м правовая регламентация должна быть детальной и носить императивный характер.

Что касается гражданских, семейных, интеллек­туальных отношений, то эти отношения не нуждаются в детализированной правовой регламентации и отличаться диспозитивным характером.

В правовой литературе предпринимаются устрем­ления определить оптимальные варианты правового регулиро­вания с учетом

- как характера регулируемых общественных отношений,

- так и требуемой детализации такого регулирования.

Предполагается, в частности, что в сферу правового регулирова­ния должны входить, во-первых, те общественные отношения, в которых отражаются как индивидуальные интересы, так и инте­ресы общества в целом.

Во-вторых, что в этих отношениях ин­тересы участников должны реализовываться путем взаимного самоограничения, обусловленного удовлетворяющими их согла­шениями.

И в-третьих, что эти отношения требуют наличия и соблюдения определенных правил, обязательность которых под­крепляется средствами государственного воздействия.

Отвечающие этим признакам отношения могут быть разде­лены на три основные группы:

- отношения, которые строятся по принципу равенства сто­рон и содержанием которых является обмен ценностями. Это главным образом имущественные, семейные, трудовые и связан­ные с ними отношения;

- отношения, складывающиеся в сфере властного управле­ния обществом. Это прежде всего административно-управлен­ческие, бюджетные, налоговые, таможенные и тому подобные от­ношения, которые предполагают определенную соподчиненность, субординацию их участников;

- отношения по обеспечению (охране) правопорядка, кото­рые принято именовать правоохранительными. Они возникают вследствие правонарушений, совершаемых в двух названных выше сферах, и предполагают реализацию мер правовой защиты и юри­дической ответственности, предусмотренных в различных отрас­лях права.

Общественные отношения, входящие в указанные группы и будут составлять предмет правового регулирования.

От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят способы, методы и средства правового регулирования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал