Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды отношений, входящие в сферу правового регулирования.
П р а в о многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон: - это и элемент культуры цивилизации, - это мера свободы и справедливости. Наряду с этим право можно оценивать и как с р е д с т в о (инструмент) для решения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Правовые средства - это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. В качестве правовых средств выступают нормы права, правопримени-тельные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д. Признаки правовых средств: (1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; (2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов; (3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Именно правовые средства и придают праву социальную ценность. Виды правовых средств. - в зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть: конституционными, гражданскими, административными и т.п.; - в зависимости от характера — материальными и процессуальными; - в зависимости от функциональной роли — регулятивными и охранительными; - в зависимости от информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) — стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности). Право призвано регулировать общественные отношения. Этот процесс осуществляется не сам по себе, он действует на основе механизма правового регулирования. Что бы уяснить содержание этого понятия определимся в понятии «правовое регулирование». Что бы уяснить содержание этого понятия необходимо определиться в понятии «правовое регулирование».
В теории права различают два понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Это объясняется тем, что - при правовом регулировании применяются только специально-юридические средства, устанавливаются конкретные права и обязанности субъектов и обеспечивается их реализация, -правовое воздействие предполагает использование и других средств разнообразного характера - информационного, воспитательного, социально-ценностного и др.1 Таким образом, между«правовым регулированием» и «правовым воздействием» имеются различие. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. Правовое воздействие охватывает всю совокупность правовых явлений, оказывающих влияния на общественные отношения. Правовое воздействие — это влияние на общественные отношения не только юридическими средствами, способами, методами, но и другими правовыми явлениями (такими, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др.). Например, несовершение абсолютным большинством людей преступлений объясняется не только и не столько правовыми средствами, способами и методами, сколько сложившимся правосознанием, предполагающим уважение к праву. Правовое регулирование - это воздействие норм права на поведение людей посредством правовых способов, средств и методов в целях упорядочения и совершенствования общественных отношений. Напр., уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный). В ы в о д: с одной стороны нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают – правовое.воздействие более широкое понятие), а с другой – полностью различать. Такое разделение весьма условно и связано с вычленением различных граней общего действия права.
Виды отношений, входящие в сферу правового регулирования. Вам известно, что посредством права не могут и не должны регулироваться многие отношения между людьми. Это касается, прежде всего, личностных отношений: товарищеских, дружественных, интимных, которые могут проявляться в различных сферах (семейной, имущественной и т.д.). Многое зависит также от того, какой должна быть детализация правового нормирования. Здесь требуется придерживается «золотой середины». Так, например, когда сфера правового регулирования неоправданно ограничена, когда возможности его игнорируются, в определенных областях общественных отношений и даже в обществе в целом возникает угроза произвола и непредсказуемости. И наоборот, когда сфера правового регулирования безосновательно расширяется и сопровождается чрезвычайной детализацией, особенно при усилении централизованного государственного воздействия, создаются условия для формирования и укрепления авторитарных режимов, характеризующихся социальной пассивностью и политической инертностью населения. В силу этого, применительно к административным, уголовным, процессуальным отношения м правовая регламентация должна быть детальной и носить императивный характер. Что касается гражданских, семейных, интеллектуальных отношений, то эти отношения не нуждаются в детализированной правовой регламентации и отличаться диспозитивным характером. В правовой литературе предпринимаются устремления определить оптимальные варианты правового регулирования с учетом - как характера регулируемых общественных отношений, - так и требуемой детализации такого регулирования. Предполагается, в частности, что в сферу правового регулирования должны входить, во-первых, те общественные отношения, в которых отражаются как индивидуальные интересы, так и интересы общества в целом. Во-вторых, что в этих отношениях интересы участников должны реализовываться путем взаимного самоограничения, обусловленного удовлетворяющими их соглашениями. И в-третьих, что эти отношения требуют наличия и соблюдения определенных правил, обязательность которых подкрепляется средствами государственного воздействия. Отвечающие этим признакам отношения могут быть разделены на три основные группы: - отношения, которые строятся по принципу равенства сторон и содержанием которых является обмен ценностями. Это главным образом имущественные, семейные, трудовые и связанные с ними отношения; - отношения, складывающиеся в сфере властного управления обществом. Это прежде всего административно-управленческие, бюджетные, налоговые, таможенные и тому подобные отношения, которые предполагают определенную соподчиненность, субординацию их участников; - отношения по обеспечению (охране) правопорядка, которые принято именовать правоохранительными. Они возникают вследствие правонарушений, совершаемых в двух названных выше сферах, и предполагают реализацию мер правовой защиты и юридической ответственности, предусмотренных в различных отраслях права. Общественные отношения, входящие в указанные группы и будут составлять предмет правового регулирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят способы, методы и средства правового регулирования.
|