![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, стадии и структура (элементы) механизма правового регулирования (МПР)⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Основное предназначение МПР с помощью правовых средств удовлетворить интересы субъектов правоотношений. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов, которые обеспечивают достижение тех интересов, которые преследуют субъекты правоотношений. Механизм правового регулирования – это система правовых средств, способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Использование данного понятия позволяет - не только систематизировать многообразные средства правового воздействия на общественные отношения, - но и определить место каждого из них в системе правового регулирования. Целью МПР является - обеспечить действенность правовых норм, т.е. их в «оживлении» (придании динамики), сцеплении их с ЮРИДИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ и, соответственно, удовлетворение выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом. Вопрос: с какого момента начинается регулятивное воздействия права? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны знать СТАДИИ правового регулирования. Правовое регулирование включает следующие стадии: (1) Первая стадия правового регулирования – начинается с издания нормы права. Формулируется правило поведение, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Именно с этой стадии начинается регулятивное воздействие права. Нормы права представляют собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, обязывающая, управомачивающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Изданная норма права ориентирует участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных (положительных), так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права и эти самым оказывается воздействие на сознание, волю, а значит и на активное поведение людей в сфере правового регулирования. (2) На второй стадии правового регулирования происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей, т.е. установление субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. С возникновением (изменением, прекращением) юридических фактов, возникают у участников индивидуализированные отношения в форме субъективных прав и юридических обязанностей. Вторая стадия – это стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого п р а в о о т н о ш е н и е м. (3) Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов права, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). На третьей стадии правовое регулирование достигает своих целей – позволяет субъекту достичь того интереса к которому он стремился. Напр., если в СМИ были опубликованы, порочащие честь и достоинство гражданина информация, и если в ходе судебного разбирательства будет установлено не соответствие действительности, потерпевший вправе реализовать свое право требовать через суд материального возмещение за причиненный моральный вред. (4) Четвертой стадией правового регулирования является применение права, т.е. воплощение в жизнь субъективных прав и юридических обязанностей, где правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интерес субъекта (управомоченного лица) удовлетворить. Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые приводят требования норм права в жизнь Это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в поведении конкретных субъектов. Акты применения права могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению. При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы управомоченного лица и не ставить ему препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.). При использовании субъект (управомоченное лицо) получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет злоупотребление правом). (5) Пятая стадия правового регулирования является ФАКУЛЬТАТИВНОЙ (факультативной называется потому, что осуществляется только лишь в случае возникших препятствий по реализации субъективного права управомоченного лица). Эта стадия вступает в действие тогда, когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он, через специальные органы возбуждает правоприменительный процесс. Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, которая выражается в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства.
Исходя из стадий правового регулирования следует рассмотреть с каких структурных элементов, составных частей состоит механизм правового регулирования (МПР). По мнению большинства теоретиков права к структурным элементам механизма правового регулирования относятся: (1) Нормы права - это основа, двигатель всего механизма правового регулирования. В них указывается, что дозволено, что разрешено, что необходимо делать, каковы последствия соблюдения или несоблюдения содержащихся в них предписаний. Все остальные элементы механизма правового регулирования так или иначе обусловлены нормами права, т.е. носят поднормативный характер. Правовые нормы определяют правовые статусы субъектов права, в рамках которых возникают их субъективные права и обязанности. Вследствие этого правовые нормы относятся к объективному (позитивному) праву. Иногда в качестве элемента механизма правового регулирования наряду с нормами права называют нормативные правовые акты. Но нормативный правовой акт - это один из источников права, содержащий правовые нормы. Поэтому нет смысла рассматривать нормы права и нормативные акты в качестве самостоятельных элементов МПР. К тому же, идя по этому пути, пришлось бы перечислять и рассматривать все иные источники (формы) права как содержащие правовые нормы. (2) Юридические факты - один из важнейших элементов МПР, без которого невозможно преобразование абстрактных статутных правовых положений в конкретные (персональные) возможности субъектов права. Персональные (субъективные) права и обязанности появляются, таким образом, только при наличии предусмотренных правовыми нормами реальных жизненных ситуаций (событий, деяний, составов, состояний). (3) Субъективные права и обязанности - это возникающие в пределах, предусмотренных правовыми нормами, и вследствие определенных юридических фактов точные меры соответственно возможного и должного поведения конкретных субъектов права. Они служат средствами преобразования общих предписаний, правовых моделей поведения в акты конкретного поведения персонально определенных лиц. (4) Формы (виды, акты) реализации права - это деяния конкретных субъектов права по претворению в жизнь своих субъективных прав и обязанностей. К ним относится соблюдение, исполнение и использование правовых норм. В качестве особой формы реализации права рассматривается применение правовых норм, представляющее собой индивидуализированное властное предписание. Такие властные предписания (акты применения правовых норм) в зависимости от определенных обстоятельств направлены - на возникновение у субъектов права конкретных личных прав, их обеспечение и защиту, - а также на возникновение и осуществление субъективных обязанностей, вплоть до юридической ответственности. (5) Важную роль в механизме правового регулирования играют разнообразные меры правового воздействия на субъектов права, на их сознание и волю. Диапазон их чрезвычайно широк - от правового признания тех или иных возможностей субъектов права до жестких карательных средств. К ним относятся: - меры позитивного признания (регистрация юридического лица, политической партии, брака); - меры поощрения (благодарности, награды, повышения по службе); - меры негативного признания (результаты служебных расследований, подтверждающие совершение правонарушений); - меры предупреждения и профилактики (возмездное изъятие охотничьего оружия у лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы); - меры защиты (взыскание алиментов на содержание детей, восстановление на службе неправомерно уволенного лица, принудительный возврат долга, имущества); - меры юридической ответственности (возмещение материального ущерба и морального вреда, возложение дисциплинарного и административного взыскания, уголовного наказания). (6) В качестве своеобразных элементов МПР в теории права признаются правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Правосознание и законность представляют собой как бы ту атмосферу, вне которой механизм правового регулирования не может функционировать. От уровня правосознания (правовой культуры) населения, должностных лиц государственных органов, особенно правоохранительных, от состояния законности прямо зависит эффективность механизма правового регулирования. В ы в о д ы: исследование механизма правового регулирования имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Знание и осознание значения всех его элементов позволяют законодателю эффективно использовать в законотворчестве все многообразные юридические средства в сочетании с неюридическими для формирования эффективной системы законодательства. Знание механизма правового регулирования, функциональной роли и соотношения всех его элементов позволяет грамотно и продуктивно осуществлять правореализующую деятельность.
1 Информационный аспект предполагает воздействие самого содержания правовых норм (предусмотренных в них стимулов, запретов, ограничений, ответственности и т.п.) на поведение людей и его мотивацию. Воспитательный аспект отражает идеологическое, нравственное, педагогическое воздействие права, всей правовой действительности на субъектов права, на правосознание личности, социальных групп, всего населения страны. Социально-ценностный аспект заключается во взаимосвязи правовых и иных факторов (экономических, политических, идеологических), позволяющих оценивать полезность, эффективность, охранительную направленность права, обеспечивающих социальную защищенность граждан.
|