Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы ведения коммерческих переговоров
В практике коммерческой работы авиакомпаниям приходится постоянно вести переговоры со своими партнерами, с авиационными ведомствами с агентами, а также принимать участие в переговорах, имеющих отношение к международным воздушным сообщениям, которые проводятся на уровне правительственных или ведомственных органов. В любом случае необходимо иметь в виду, что умение вести переговоры - это искусство, к овладению основами которого должны стремиться все работники авиапредприятий, связанные с деятельностью на международных воздушных линиях. Поэтому знакомство с «азами» ведения переговоров необходимо в коммерческой работе на любом уровне. Переговоры, являясь сферой человеческой деятельности, могут быть определены как обмен мнениями с какой-нибудь деловой целью. Такой деловой целью может быть, например, обсуждение условий сотрудничества, совместных действий, условий продажи и т.д. Переговоры могут быть дипломатическими, политическими, коммерческими и др. Целью любых переговоров является удовлетворение каких-либо общественных или личных потребностей. Переговоры могут вестись как с целью выработки новых условий или изменения старых, так и с целью сохранения «status quo», т.е. прежних условий. В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах, они могут быть двусторонними и многосторонними. Многосторонние переговоры могут носить форму конференций или совещаний представителей заинтересованных сторон (например, конференция ИАТА, АСИ, совещание представителей авиакомпаний — участников региональных организаций и т.д.). В зависимости от представительного состава сторон переговоры могут быть национальными и межнациональными (международными). По уровню представительства переговоры могут быть: 1) межправительственными, когда в переговорах участвуют представители правительств и достигнутые в результате переговоров соглашения или договоры подписываются от имени правительств; 2) межведомственными — переговоры между ведомствами (авиационными и др.) государств; 3) межфирменными — переговоры между организациями (авиакомпаниями, фирмами и т.д.); 4) межперсональными — переговоры между индивидуальными лицами. Коммерческие переговоры в системе воздушного транспорта, как правило, бывают межфирменными, т.е. ведутся между авиакомпаниями или между авиакомпанией и фирмой-посредником (турфирмой, форвардерским агентством и др.), а также смешанными, например, между представителями авиакомпании и индивидуальным лицом, являющимся или желающим стать агентом по продаже перевозок и т.д. При ведении коммерческих переговоров целесообразно руководствоваться той мыслью, что переговоры — это искусство, которым можно овладеть, опираясь на знания основ наук, таких как психология, социология, история, юриспруденция, экономика, лингвистика, системный анализ, основы дипломатии и др. Теоретическими и практическими основами овладения навыками ведения переговоров являются: - объективность научного анализа международной обстановки, тенденций развития международного воздушного транспорта и реализм в проводимой коммерческой политике; - принципиальность в подходе к основным проблемам и максимальной гибкости в выборе путей и средств их достижения, использование компромиссов при сохранении основных принципов; - равноправие всех участвующих в переговорах сторон, уважение национальных традиций и обычаев; - взаимная выгода партнеров; - смелость в выдвижении вопросов длярешения на переговорах и выдержка, осторожность в их решении и бдительность в определении реальных намерений и возможных происков со стороны недружелюбных элементов; - обязательный учет политической обстановки и принадлежность партнеров по переговорам к тому или иному политическому направлению. Таковы основные характерные черты и особенности коммерческих переговоров на международных воздушных линиях. Для успешного ведения переговоров необходимо тщательная и всесторонняя подготовка к ним. Подготовка делится на предварительную (за 1—2 месяца до начала переговоров) и непосредственную подготовку (за 1—2 дня до начала). Первостепенной задачей является психологическая подготовка участников переговоров и, прежде всего, руководителя делегации, непосредственно ведущего переговоры.
1.3 Организационно – правовые формы авиатранспортных предприятий
Наряду с государственными предприятиями, составляющими до недавнего прошлого абсолютное большинство в ГА, возникают и развиваются предприятия, основанные на иных формах собственности. Получили широкое распространение различные формы интеграции основного звена: ассоциации, концерны, межотраслевые объединения, консорциумы, межотраслевые научно-технические комплексы. В соответствии с отраслевой программой приватизации предприятий ГА в государственной собственности остаются предприятия, обеспечивающие безопасность полетов и управление воздушным движением, большинство аэропортов и некоторые авиапредприятия. Остальные могут быть приватизированы. Рекомендуются следующие способы приватизации: 1. Акционирование и продажа акций открытых акционерных обществ. 2. Продажа предприятий на аукционе. 3. Продажа предприятий на коммерческом конкурсе, в том числе с ограничением состава его участников. 4. Продажа предприятий на некоммерческом конкурсе (инвестиционные торги). 5. Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий. 6. Преобразование предприятии в акционерное общество по системе Employee Stock Ownership Plan (ESOP). 7. Выкуп арендованного имущества. Приватизация приносит ряд значительных финансовых, коммерческих и управленческих преимуществ, которые позволяют повысить рентабельность и конкурентоспособность авиапредприятиям. К числу этих преимуществ относятся следующие: • быстрота и гибкость реагирования на изменение рыночной ситуации и возможность принятия немедленного управленческого решения; • резкое уменьшение объема бюрократических процедур при принятии решений стратегического и тактического характера - по закупкам новой техники, инвестициям, займам и т. д.; • более высокая заинтересованность персонала врезультатах деятельности АК за счет предоставления ему возможности приобретения акций; • независимость и избавление от правительственного вмешательства при подборе персонала, в особенности специалистов и менеджеров высокого ранга и др. Рассмотрим некоторые из этих способов. Приватизация через акционирование является той формой, которую избирают крупнейшие авиапредприятия с большой балансовой стоимостью основных фондов и со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек. При этом способе приватизации члены трудового коллектива приватизируемой авиапредприятия получают следующие варианты льгот, предоставляемых в соответствии с государственной программой приватизации. Организационно-правовые формы авиакомпаний характеризуются большим разнообразием. Наиболее распространёнными из них являются: - акционерное общество (АО) более совершенная форма коллективного предприятия, ответственность участников также ограничена. - государственные и муниципальные предприятия, учредителями которых являются государственные и муниципальные организации соответственно; - частное предприятие, учредителем которого является физическое лицо; - общество с ограниченной ответственностью (ООО) ответственность членов ООО по совокупным обязательствам общества ограничена суммой их вклада;
Основные отличия ООО от АО следующие: - АО имеет право выпускать ценные бумаги, а ООО - нет; - при выходе из состава ООО его участник получит оговоренную в Уставе ООО сумму, а акционер получит рыночную стоимость своего пая, реализовав акции через биржу или внебиржевой оборот (в закрытом АО акции продаются на аукционной основе другим акционерам). Большинство авиапредприятий преобразуются в акционерные общества в соответствии с отраслевой программой приватизации. Однако нередко встречаются предприятия других организационно-правовых форм, например, малые и совместные предприятия. Малые предприятия (МП) широко распространены в ГА, прежде всего, в сфере обслуживания. Развитие малого бизнеса в ГА способствует более высококачественному обслуживанию клиентов, привлечению новых пассажиров на борт воздушных судов, совершенствованию всего технологического процесса на различных авиапредприятиях. Не меньшее распространение, особенно в сфере международных авиаперевозок, получила такая организационно-правовая форма как совместное предприятие (СП), по сути своей являющиеся акционерным обществом, в котором одним из участников является иностранное физическое или юридическое лицо. Для ГА эта правовая форма предприятия имеет особое значение, так как все преимущества воздушного транспорта как вида транспорта обусловлены достижениями научно - технического прогресса и возможностью использовать международный опыт в различных сферах. Практическое занятие № 1Ознакомление с перечнем авиакомпаний, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок. (См. приложение № 1)
Тема № 2. Регулирование коммерческой деятельности авиапредприятий/авиакомпаний 2.1 Классификация авиапредприятий/авиакомпаний В соответствии с определением, данным в ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы собственности, имеющие основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнения авиационных работ. По форме собственности авиакомпании бывают государственными, частными, и корпоративными, а также смешанными с участием иностранного капитала. Государственная авиакомпания – это авиакомпания, которая полностью принадлежит государству, либо контрольным пакетом акций которой владеет государство. Авиакомпаний со 100 – процентным владением государством практически не осталось. Как правило, контрольный пакет, принадлежит государству, составляет от 51 до 75 процентов. Частная авиакомпания – это авиакомпания, принадлежащая одному лицу либо семье. В качестве примера можно привести авиакомпанию «Трансаэро», которой владеет семья Плешаковых. Корпоративная авиакомпания – это авиакомпания, владельцами которой являются акционеры. При этом контрольный пакет акций может принадлежать одному лицу, которое фактически управляет авиакомпанией. Смешанная авиакомпания – это, как правило, совместное предприятие с участием иностранного капитала. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условии, если доля участия иностранного капитала не превышает 49 процентов уставного капитала авиапредприятия, его руководитель является гражданином РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиапредприятия не превышает одну треть состава руководящего органа. В других государствах доля иностранного владения авиакомпанией бывает различной. Так, в Великобритании – это 33%, в США – не более 25%. По характеру выполнения полётов авиакомпании делятся на внутренние и международные, и смешанные. Внутренние авиакомпании выполняет полеты только внутри своих стран. Международные авиакомпании выполняют перевозки только в международном воздушном пространстве. По дальности и направлению полетов авиакомпании делятся на магистральные, региональные, местные и компьютерные. Магистральные авиакомпании выполняют как международные, так и внутренние перевозки на расстояние 3000 км и более. К магистральным относятся, например, авиакомпании, выполняющие трансатлантические, трансамериканские, трансполярные, трансазиатские, транстихоокеанские и другие межрегиональные авиаперевозки. Региональные авиакомпании выполняют внутрирегиональные перевозки на расстояние не более 3000 км как внутри одной страны, так и международные. К региональные перевозкам можно отнести перевозки между Скандинавскими странами, внутриевропейские, внутриафриканские перевозки и т.д. Местные авиакомпании – это, как правило, внутренние авиакомпании, выполняющие перевозки на авиалиниях протяженностью не более 1000 км. По типу основных перевозок авиакомпании делятся на пассажирские, грузовые и смешанные. Пассажирские авиакомпании эксплуатируют самолёты, оборудованные для перевозки пассажиров. Как правило, помимо пассажиров они перевозят также грузы и почту в специальных грузовых отсеках. Грузовые авиакомпании выполняют только грузовые перевозки на специально оборудованных самолётах. Чисто грузовыми является незначительное количество авиакомпаний. Крупнейшими из них являются: DHL, TNT, UPS, Федерал экспресс и т.д. Большинство авиакомпаний являются смешанными и выполняют все типы перевозок. Ряд крупнейших из них имеют свои грузовые филиалы: Люфтганза карго, Эр Канада и др. По виду операции авиакомпании делятся на регулярные и чартерные. (Подробнее рассмотрим в следующей теме). 2.2. Классификация полётов по форме их выполнения Полеты на внутренних и международных воздушных линиях по форме их выполнения классифицируются на: регулярные, выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами, и нерегулярные, выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты. Регулярные рейсывыполняются в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям на основе соглашений о воздушном сообщении между договаривающимися государствами. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета и каждый пункт маршрута, частота движения и тип самолета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся стран. Нерегулярные рейсывыполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением. Они, в свою очередь, делятся на дополнительные, специальные и чартерные. Дополнительные рейсы выполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии, что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов. Специальные рейсы выполняются со специальным заданием, как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам. Чартерные рейсы - выполняются на коммерческой основе в соответствии со специальным договором чартера между перевозчиком (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтователем). Перевозки на нерегулярной коммерческой основе получили название авиафрахтовых перевозок. Приведенная выше классификация международных рейсов по форме выполнения полетов должна быть дополнена классификацией по цели полета, в соответствии с которой полеты разделяются на полеты с коммерческими и некоммерческими целями. Полет воздушного судна с коммерческими целями — это полет и посадка воздушного судна: · в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до которого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения коммерческой загрузки самолета; · в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию. Полет воздушного судна с некоммерческими целями - это полет и посадка воздушного судна: · в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета остается неизменной; · на запасной аэродром, при условии, что коммерческая загрузка остается неизменной при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки; · при полетах поисково-спасательных судов; · при испытательных и тренировочных полетах; · вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки.
|