Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретический этап исследования.
Он связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Великий ученый Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: «Изучать - значит: а) не просто добровольно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; б) измерять всё, что подлежит измерению; в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями; г) находить закон, закономерности, противоречия изучаемого явления или процесса; д) составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; е) проверять гипотезы опытом; ж) составлять теорию изучаемого». Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы. Это значит: - определить известное и неизвестное; факты, объяснённые и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей; - сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки; - наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы. Главная задача исследователя – выявить причины, закономерности явлений или процессов, ими управляющие. Поэтому основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о закономерностях возникновения, существования, развития изучаемых явлений. Доказательство - следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание. Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами. Итак, мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей её практике. Процессы эмпирического и теоретического познания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмпирическое познание невозможно без теоретического. И наоборот, даже самая абстрактная теория в конечном счете опирается на практику, на эмпирические факты, ориентируется на объективную реальность. Эмпирическая база педагогики обогащается за счет конкретных исследований.
|