Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ульяна Т.
Самый весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский труды Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. Европейцы познакомились с трудами Аристотеля за переводами латыни с арабского. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли. Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известны нам как арабские. Арабы первыми стали делать вивисекцию - вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.) известный в Европе под им. именем Авиценна. В главной своей работе - " Канон медицинской науки " - он свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд на много веков стал настольной книгой врачей Востока. Арабские путешественники (Ибн Фадлан «Записки» 10 век, Аль-Масуди, Ибн Русте и др.) посетили первыми страны, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX - Х вв. Арабским путешественникам был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль - дау, точные карты и навигационные приборы. Ал-Идриси - знаменитый арабский географ, автор географического сочинения, составленного по инициативе короля Сицилии Рожера II в 1154 году. Йакут - мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ. Сбором научного материала Якут аль-Хамави занимался всю жизнь. Якут — автор биографически-энциклопедического «Словаря литераторов», содержащего около 1100 жизнеописаний арабских литераторов и учёных VII—XIII веков, продолжившего жанровую традицию историко-литературных антологий. Его персоналии — в основном представители художественной культуры, филологи, историки и географы, около 10 % — религиозные деятели. Написал также топонимический «Словарь стран», обобщивший арабские географические знания домонгольского периода. Ибн Батута - знаменитый арабский путешественник и купец, объехавший все страны исламского мира. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Формированию арабского языкознания (филологии) и достижению им за относительно короткое время высокого уровня развития способствовали исторические условия, приведшие к быстрому возвышению арабского народа. Занятию языком (и именно арабским) отводилось почтеннейшее место, Даже сами правители Халифата проявляли живой интерес к лингвистическим штудиям (так, в арабских преданиях инициатива создания грамматики приписывается халифу Али, 656--661). Было распространено убеждение, что Коран продиктовал пророку сам Аллах на арабском языке, превосходящем по своим достоинствам все другие языки. Запрещалось переводить Коран на другие языки и совершать на них религиозные обряды. Забота о чистоте арабского языка возводилась в разряд важнейшей общегосударственной задачи. Арабское письмо возникло еще до принятия ислама. Оно имеет буквенный характер, строки записываются справа налево. Собственно арабское письмо складывается в начале 6 в. в гор. Хира. Дальнейшее развитие оно получает в середине 7 в., при первой записи Корана (651). Во второй половине 7 в. вводятся дополнительные изменения. Все самое лучшее и оригинальное создается в средневековом арабском языкознании в 8--13 вв., т.е. до монгольских завоеваний. Есть документальные свидетельства, что активная деятельность арабских языковедов продолжалась и позже, до завоевания турками Константинополя (1453). Совершенство и четкая методологическая направленность созданной арабами за короткое время системы языковедческих знаний объясняются и тем, что арабы сумели творчески освоить все накопленное в течение предыдущих веков как в эллинистической науке, так и в индийской науке, и тем, что они смогли глубоко проникнуть в структуру своего языка, серьезно обогатив науку о языке многими важными положениями. Арабская наука о языке существенно повлияла на разработку грамматик и словарей родных языков и общелингвистической теории во всем мусульманском мире, на становление еврейской лингвистической традиции, на становление и развитие в Европе арабистики и, наконец, на появление тюркологии в рамках арабской традиции. Главнейшими из языковедческих школ, возникших на территории нынешнего Ирака после его завоевания арабами, были Басрийская - самая ранняя из всех, Куфийская и Багдадская. Между школами Басры и Куфы постоянно велась острая полемика по вопросам грамматики арабского языка. Особое место в науке Арабского халифата занимал Махмуд Кашгарский (11 в.), автор выдающегося двуязычного " Словаря тюркских языков" с объяснениями на арабском языке (который составлялся и редактировался с 1072 по 1083). В словарь была включена лексика с указанием его племенной принадлежности, сведений о расселении тюркских племен, об их истории, этнографии, поэзии и фольклоре, о классификации тюркских языков, сведений по тюркской исторической фонетике и грамматике, самой старой тюркской карты мира. Проблема происхождения языка пользовалась широкой популярностью в арабской лингвистике и мусульманской теологии (9--11 вв.). Сторонники божественного происхождения языка защищали первородство арабского языка. Противники же утверждали, что язык есть продукт творчества мудрецов, либо продукт коллективного творчества, результат соглашения между людьми. Важным достижением арабской лингвистической мысли было признание того, что количество слов ограничено, а количество значений бесконечно. Мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными установлениями, нормами. На раннем этапе истории Арабского халифата и развития ислама мусульманское богословие и правоведение тесно переплетались и составляли как бы единое целое. Однако в дальнейшем (примерно, с середины X в.) правоведение стало отделяться от мусульманской теологии, что проявилось в деятельности мусульманско-правовых школ (толков или мазхабов), различие между которыми было связано с разными подходами к мусульманской системе права, разным толкованием хадисов. Основным источником мусульманского права является Коран. Коран был собран в единую книгу, отредактирован и разделен на 114 глав (сур) при халифе Османе (644-656 гг.). Суры состоят из разного количества (от 3 до 286) айятов-стихов. В Коране всего насчитывается 6225 айятов. К Корану с конца VII в. присоединился еще и другой — сунна (по-арабски обычай, пример), состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях. Дело в том, что после смерти пророка новые поколения мусульман столкнулись со множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно. По мере того, как арабское общество развивалось и жизнь становилась все более сложной, выяснилось, что Коран и хадисы не дают ответа на многие вопросы. Тогда появилось еще два источника мусульманского права: иджма — согласованное мнение наиболее авторитетных богословов и правоведов и кияс — решение судебных дел по аналогии. Иджму дополняла фетва — сборники судебных решений и комментарии наиболее крупных мусульманских законоведов. Самого Мухаммеда мусульмане называли шариа — законодателем; поэтому вся система мусульманского права получила название шариата. Дополнительным источником мусульманского права является так же обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в законодательстве или если закон прямо ссылается на обычаи. Конечно, источником права в Халифате были указы халифов — фирманы. В более поздних мусульманских странах (Турции и др.) источником права стали государственные законы — кануны. В Арабском халифате не было разделения населения на сословия. По религиозному признаку население делилось на мусульман и немусульман; первые были привилегированными. Правоспособность и дееспособность в полном объеме закреплялась за мусульманами. Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа: • VII — IX вв — период зарождения арабской философии; • IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую. 2. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были: • школа мутакаллимов; • школа мутазилитов; • суфизм. Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама. Мутазилиты (" обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты: • отвергали многие догмы ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма; • отвергали антропоморфные представления о Боге; • отождествляли Бога и Вселенную; • верили в силу и разум человека; • считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума. Представители суфизма считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны: • усиление влияния материалистических идей (открытия в области медицины и естественных наук); • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс). Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об " эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: " Книга исцеления" (" Книга спасения"), " Книга знания". • высмеивал косность и догматизм исламских теологов; • пытался отделить философию от религии; • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума; • основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях); • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли; • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы; • причину возникновения мира видел в " эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости; • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью; • также считал вечным Бога и окружающий мир. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198). Жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения: • отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим); • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи; • за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму; • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение; • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе); • отвергалась возможность бессмертия души; • была выдвинута идея о " двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Арабская историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв. Первые записи исторического содержания относятся к концу 7 в. Предшественниками профессиональных арабских историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (умер 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (умер около 819) и др. Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии был Мухаммед аз-Зухри (умер 741/42). Ему принадлежит одна из первых записей преданий о военных походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое историческое сочинение на арабском языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (около 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. К ним примыкает популярная в средние века агиографическая литература, большей частью фантастические рассказы о пророках и мусульманских святых. Для 2-й половины 8 - середины 9 вв. характерно преобладание исторических трудов, посвященных отдельным событиям главным образом из истории арабских завоеваний и гражданских войн в Халифате 7 - начале 8 вв. Со 2-й половины 9 в. появляются сочинения, объединяющие накопленный материал в связное историческое повествование. Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской общины, описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная «История пророков и царей» ал-Табари (838 или 839-923). Это всеобщая история от сотворения мира до IX века, крупнейшее произведение исламской историографии. Этот труд был закончен в 914 году. В арабской исторической литературе Ал-Табари занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». В связи с формированием местного политического самосознания в государствах, сложившихся на территории Аббасидского халифата, в историографии со 2-й половины 10 в. преобладают династийная и местная хроники, авторами которых становятся главным образом придворные историографы, а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники. Местную историографию представляют труды по истории отдельных городов, областей и провинций.
|