![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология как наука, объект и предмет психологииСтр 1 из 29Следующая ⇒
В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как · " наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" [5, С. 274]; · область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных; · " определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)" [12, С. 10]. Непосредственной целью психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей. Объект психологии как науки в широком смысле – человек. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Психика – это · " системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности" [5, С. 265]; · " общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений" [6, С.34]. На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др. (рис. 1.1). Предмет психологии – · " закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы" (А.В. Петровский, [7, С. 6]); · " факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер" [5, С.7]; · конкретные факты психической жизни и психические явления.
Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования. Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Психическое отражение – процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность.
Психическое состояние (англ. mental state) – " внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени" [11, С.92]. Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На рис. 1.3представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям.
Психические свойства – " индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром" [11, С.92]. Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности). Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности. Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный " каркас" современной психологической науки.
|