![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физиологические основы речи
Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха человек становится немым. Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга, при различных поражениях которого человек теряет возможность говорить, читать, писать и пр. Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов). Первая сигнальная система – совокупность условных рефлексов на внешние / внутренние раздражители среды; является основой непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Вторая сигнальная система – совокупность условных рефлексов на речевые раздражители (слова как сигналы); является основой опосредованного отражения действительности. Виды речи (англ. kinds of speech) – " принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов" [1, С.71]. Рассмотрим классификации видов речи. 1. По " локализации" различают следующие виды речи: o внешняя – звучащая, осознаваемая речь, используемая в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми; o внутренняя – невокализируемая речь, которая обслуживает процесс мышления человека, не выполняя функцию общения; является производной формой внешней речи; o эгоцентрическая – звучащая речь, обращенная к самому себе; возникает как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. 2. По форме речь подразделяют на два вида: o устная – внешняя, вокализируемая и воспринимаемая на слух речь; o письменная – речь, закрепленная в виде письменного текста, доступного для зрительного восприятия; 3. По количеству участников речевой деятельности выделяют виды речи: o монолог – непрерывная связанная речь одного человека в течение продолжительного промежутка времени; o диалог – одновременная речь двух человек; o полилог – одновременная речь нескольких человек. 4. По степени активности участников речевого акта выделяют активную (речь говорящего) и пассивную (речь слушающего) формы. 5. По средствам осуществления выделяют звуковую и жестовую речь. 6. По степени развития речевой функции различают развитие сенсорной речи (т.е. понимание смысла речи на основе сенсорной информации) и развитие экспрессивной речи (т. е. способность говорить). Афазия (от древнегреч. безмолвие) – " нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария; системное расстройство различных видов речевой деятельности" [3, С. 122]. Виды афазий: · динамическая – нарушение связности активной речи при относительной сохранности повторной и автоматизированной речи; · сенсорная – утрата фонематичного слуха, то есть способности различения звукового состава слов; проявляется в затруднении понимания устной речи и письма под диктовку; · семантическая – трудность находить слово и понимать семантические отношения между словами; · эфферентная моторная – разрушение структуры высказывания при сохранности отдельных слов; · и другие.
|