Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научные школы в теории и практике управления.
В процессе формирования основ науки об управлении возникла и развилась теория и практика управления, получившая впоследствии название «школа управления».Она постоянно эволюционизировала, в ее рамках появились различные направления. Школа научного управления(1885 -1920) основана на работах Ф.Тейлора, Генри Гантта Френка и Лилии Гилбрет. Важной заслугой школы научного управления было положение о том, что, управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперименты, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этик частей.. Тейлор предложил систему " научного управления", которую охарактеризовал следующим образом: · наука вместо традиционных навыков;
Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, приспособлениями, тарой и пр.).На мастеров возлагалась обязанность своевременного обеспечения рабочих мест всем необходимым для эффективной работы, обучение рабочих, в том числе инструктаж, предварительная выдача заданий и т.д. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Большое значение имеют правильный выбор оборудования ля выполнения определенной работы, уход за этим оборудованием и его ремонт, подготовка к работе инструмента и своевременное обеспечение им рабочих мест, а также заточка и обмен инструмента и т.п. В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. «Очевидно, - писал Тейлор, - что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее» Гилбреты изучали рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования как денежного, так и в форме различных уступок (столовых, детских садов, обучающих курсов), с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Школа научного управления отделяла управленческие функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Административная работа - это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Контролировались методы работы, a не производительность труда. Управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. При этом представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже улравленческого. Этой школой было положено начало оперативного планирования производственного процесса на предприятии. Представители классической(1920 - 1950) школы, а именно - А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Основная задача - разработка универсальныхметодов управления, эффективность применительно к работе всей организации. Основатели классической школы определяли закономерности развития и процветания организаций исходя в первую очередь из личных наблюдении, а не основываясь на научной методологии. Они старались взглянуть на предприятие с точки зрения широкой перспективы. Разработка рациональной системы управления организацией относится к первой категории принципов. А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Основными функциями были названы финансы, производство и маркетинг. Путем выделения этих функций школа стремилась наиболее эффективно разделить организацию на группы. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. А. Файоль сформулировал 14принципов управления. • Разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях за счет сокращения числа целей. Возможно лишь до определенного предела, за которым эффективность снижается. • Неотделимость власти от ответственности. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность означает готовность отвечать за результаты его исполнения. • Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к договоренности между предприятием и его сотрудниками. Дисциплина обязательна для работников всех уровней и предусматривает справедливое применение санкций. • Единоначалие (единство распоряжения). Работник должен получать приказы только от одного, непосредственного руководителя. • Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. • Подчиненность индивидуальных интересов общим. Интересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании. • Вознаграждение персонала по справедливости. • Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий. • Иерархия (скалярная цепь), то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового эвена. • Порядок. Место - для всего и все - на своем месте. • Справедливость- доброта, основанная на объективности. • Стабильность рабочего места для персонала. • Инициатива. • Корпоративный дух. Общность интересов работников дает в результате гармонию персонала и коллективизм. Школа человеческих отношенийначала развиваться в связи с неспособностью представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930 -1950) внесли два ученых Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Основатели школы человеческих отношений считали технократический подход к организации управления узким и односторонним и заменили смитовскую концепцию " экономического человека", принятую тейлоризмом, концепцией " социального человека". Эксперименты Э. Мэйо на заводе " Вестерн Электрик" открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента. Четкий алгоритм рабочих операций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. По Маслоу, движущими мотивами людей выступают не столько экономические силы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Исследователи полагали, что проявление большой заботы о работниках, ведет к повышению уровня удовлетворенности, а следственно и к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Школа человеческих отношений не смогла дать ответы на всё вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих концепций, разработчики которых ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт. Все они особое внимание обращали на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующихся на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, который анализирует две условно называемые теории: " теорию икс (х)" и " теорию игрек (у)". " Теория х" (это собственно теория Ф. Тейлора) предполагает, что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят перемен; им нельзя доверять. По мнению Мак-Грегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества (" теория у"). " Теория х" приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям; что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля. Новый подход ориентирован на оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Однако в некоторых ситуациях и данный подход оказывался несостоятельным. Появление новых научных разработок пробудило к жизни новые возможности, в плане исследования операций, что послужило толчком для формирования школы науки управления(1950 г.). Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи, как целого, без выделения ее частей. Исследование операций- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. В школе науки управления широко применяется модель ситуации. Модель- форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. Для подробного анализа и описания после создания модели переменным задаются количественные значения. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности. Такие модели, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития выстроены сегодня в различных вариантах и просчитаны значения переменных, влияющих на них. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.При формировании решений часто приходится сравнивать критерии, которые трудно поддаются формализации, например доля рынка , степень новизны продукции, тип конкуренции (ценой, качеством, сервисом). При этом бывает сложно формализовать все критерии и свести их к деньгам. Возникает потребность в умении обращаться с такими нечеткими понятиями, как: • оценить и сравнить критерии; •дать интегрированную оценку и сравнения по совокупности критериев. 5. Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент». Управление - это элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Общие закономерности управления выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Специальные аспекты управления в технических системах изучаются соответствующими отраслями технических наук (например, существует теория управления летательными аппаратами), в биологических системах — отраслями биологических наук (например, физиология изучает условные рефлексы и другие сходные механизмы, использующиеся в управлении животными). Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами. Имеются и специальные теории управления, изучающие отдельные аспекты, или специфические объекты, в частности, теория государственного регулирования экономики, региональный и муниципальный менеджмент. Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления. Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления. Главный элемент любой социально-экономической системы — человек. Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член общества управляет его развитием с помощью избирательной системы, с помощью участия в институтах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственного воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени управляет функционированием или развитием этой организации. В то же время именно на человека направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного. В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них — от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной. Управление можно определить путем перечисления его основых функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации — коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной — присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль. Методы управления — это способы выполнения перечисленных выше функций. Классификация методов управления может производиться по различным признакам: по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения — в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д. Обычно методы управления различаются по их содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности. Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В то же время конечной целью управления является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы. В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление, и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусственного управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет. Понятия «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. «Менеджмент» — английское слово, в переводе оно означает «управление». Тем не менее в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: «Я осуществляю менеджмент автомобиля». Мы говорим: «Я управляю автомобилем». Мы не говорим: «Они осуществляют менеджмент выплавки стали». Мы говорим: «Они управляют выплавкой стали». Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях. Эти организации управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента. Слово «менеджмент» имеет вполне устоявшуюся практику его употребления в английском языке. Современная практика употребления термина «менеджмент» в русском языке охватывает три его основных значения: - процесс управления людьми в организациях; - наука управления; - орган управления и люди, его составляющие. Руководство— управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов. Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть—возможность влиять на поведение других людей.
|