Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы и принципы управления.






Управление основывается на системе экономических законов, за­кономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности — это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики.

Все законы и закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся законы, присущие управлению вооб­ще как целенаправленному воздействию, ко второй — закономер­ности управления.

К числу законов управления (их называют общими законами) относятся следующие:

• закон специализации управления;

• закон интеграции управления;

• закон экономии времени.

Закон специализации управления. Современное производство товаров и услуг характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний в различных областях науки и техники, что неизбежно приводит к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявле­нию их в конкретных условиях, на различных уровнях. Управление в этих условиях становится видом профессиональной деятель­ности, нуждающейся в специальном образовании, обладании оп­ределенными способностями.

Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм — предприятие, фирму, с другой — это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленчес­кий процесс.

Организации, предприятия, фирмы в рыночных условиях могут объединяться в различные новые формы хозяйственных комплек­сов: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответ­ствующим информационным обеспечением.

Закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых уп­равленческих действий, а следовательно, достижение поставлен­ных целей, определяется скоростью реакции управления на по­требности рынка. Принятие решения менеджером в более корот­кое время по сравнению с конкурирующей стороной обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организа­ции. Закон экономии времени имеет важнейшее значение в управ­лении организацией, отраслью народного хозяйства, государством в целом.

Закономерности управления - это логически последовательное про­явление основных законов управления.

Принципы управления — исходные положения теорий управления, основные правила деятельности в этой области по осуще­ствлению управления организацией.

Общими принципами управления являются: объективность (науч­ность), системность (рассмотрение управления организацией как целостного явления), эффективность, конкретность, принцип глав­ного звена, рационального сочетания централизма и демократиз­ма, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориаль­ного управления.

Ведущим принципом управления является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномо­чий по принятию решений, при котором централизованно прини­маются стратегические решения, а оперативное управление осуще­ствляется децентрализованно. Принцип сочетания централизации и децентрализации предпола­гает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

Единоначалие, по сути, — это предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального реше­ния на основе мнений руководителей разного уровня, а также мне­ний исполнителей конкретных решений. Соблюдение наилучшего соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспе­чивает эффективность и действенность принятых решений.

Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществля­лись на базе использования научных методов и подходов.

Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, когда первич­ные звенья управления подчиняются органам руководства следую­щего уровня, и т. д. Соответственно цели управления перед низ­шими звеньями структуры ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Контроль за деятельностью всех зве­ньев управления организацией осуществляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода управленческого процесса.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем (в перспективе).

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности пред­полагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Суть принципа мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мо­тивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека — на этом строится стимулирова­ние, одна из основных функций управления.

Важнейшим принципом управления в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данно­го принципа — в участии всех сотрудников в управлении организа­цией, в партнерских отношениях между предпринимателем и ра­ботником. Формы проявления участия могут быть самыми различными — от широкого участия работников в собственности, прибы­ли и до принятия решений на всех уровнях управления.

Управление реализует систему принципов микросоциального управления:

• принцип «гуманизации производственных отношений», требую­щий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

• принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение раз­ных групп работников во имя процветания фирмы;

• принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном организации.

7.Общая характеристика моделей управления.

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты раз­рабатывают, а затем и реализуют на практике с целью решить возникшие проблемы.

Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют сово­купность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические за­дачи. Все это и определяет «плоть» и «душу» моделей управле­ния. Сами модели не застывают, а трансформируются и преоб­разуются вместе и в соответствии с изменениями, которые про­исходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности и тогда она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Главная задача руководителя в том и состоит, чтобы правильно проинтегрировать все главные тенденции и принять на воору­жение самую эффективную модель.

Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основ­ные системы управления. По сути, модель управления — это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками, и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому жи­вотрепещущему вопросу, как управлять вверенным ему объ­ектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать. Модель управления позволяет сде­лать это.

Можно сказать, что модель управления вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей — родной, выстраданной, орга­ничной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Восприимчивость ко всему положительному, умение приоб­щиться к мировому Знанию является одним из самых уважае­мых качеств любого человека, любой организации, любой уп­равленческой системы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:

-во-первых, изменения не должны рушить основы, на кото­рых держится сложившаяся модель управления;

-во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.

Вопрос о моделях управления один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связыва­ют свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

В словарях дается несколько значений слова «модель». В широком смысле «модель» — это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, кото­рые для того, кто осуществляет моделирование, являются ори­гиналом.

Модель — это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосред­ственно осуществляет). В зависимости от критериев, политических и эконо­мических пристрастий, установок и задач, которыми руково­дствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выяв­ляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет ре­ально происходящие явления.

Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, на­учные знания, тенденции и закономерности развития, надо де­лать прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель пере­страивать действующую систему управления.

Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким об­разом, управление есть процесс, а система управления — меха­низм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управле­ния, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных це­лей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совмест­но вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодей­ствия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Модель, которая руководителю или управленческой коман­де, представляется идеальной или наиболее подходящей мож­но, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество мо­делей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми бу­дут являться наиболее эффективно работающие элементы раз­личных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую мо­дель управления, которая в максимальной мере отвечает предъ­являемым требованиям, исключить из нее нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отве­чают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; и, в-четвертых, создать и за­пустить принципиально новую модель, опирающуюся на со­вершенно новую парадигму, способную уловить едва наметив­шиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать до­минантными в будущем.

Задача описать модель управления, например, народного хо­зяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслево­го) комплекса, и даже муниципального образования или кор­порации во всей полноте и широте внешних и внутренних свя­зей представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ра­курс. Именно точка зрения автора — политическая, экономи­ческая, социальная, технократическая, организационная, тер­риториальная, дивизиональная, операциональная — и связан­ные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.

В этой связи можно выделить следующие основные модели управления:

По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулиро­вания, социальная рыночная, модель государственного управ­ления с развитыми рыночными отношениями, модель центра­лизованного управления с элементами рынка (плановая).

По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндуст­риальная.

По территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская.

По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

1) школа научного менеджмента (Р.Оуэн, Ф.Тейлор, Ф.Джилбрет, Г.Эмерсон)

2) школа рациональной бюрократии (М.Вебер)

3) административная школа (А.Файоль)

4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик)

5) школа НОТ (А.Богданов, А.Журавский, Ф.Дунаев, А.Гос­тев, Н.Витке, Ф.Дунаевский, П.Керженцев)

6) школа «человеческих отношений» (Э.Мэйо)

7) мотивационная школа (А.Маслоу, Ф.Херцберг, В.Врум, Адаме, У.Джемс, Д.Маклелланд)

8) школа «организационного поведения» (К.Арджирис, РЛайкерт, А.Этциони, Б.Басе, Р.Блейк, Дж.Моутон).

По роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора (теория X и теория Y), модель У.Оучи (теория Z).

По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счаст­ливый атом» (У.Питерс, Р.Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т.Санталайнен), ситуационная модель.

По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состоя­ния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная, развития).

Модель управления должна отражать реальные потребнос­ти развития экономики. Она также должна соответствовать экономической, социальной и культурно-исторической среде, в которой она применяется. Степень адекватности отражения текущих и перспективных потребностей, а также степень соот­ветствия конкретным условиям применения определяют цен­ность модели, ее эффективность.

Наука и практика предложили обществу достаточно много моделей управления. Если взять за критерий место человека в производстве и управлении, то их можно условно объединить в следующие базовые модели: жесткая модель, исповедующая агрессивный менеджмент; мягкая модель, опирающаяся на де­мократические методы управления, тотальное творчество, участие работников в управлении и коллективном принятии решений, коллективизм, экономические и социальные стиму­лы труда; комбинированная модель, сочетающая в себе элемен­ты жесткой и мягкой модели. Каждая из этих моделей имеет свои объективные предпосылки и оптимальные условия при­менения.

Россия (так же как и любая другая страна) может взять на вооружение только ту модель и только те методы управления, которые наиболее полно соответствуют ее историческому опы­ту, традициям и культуре. Слепое копирование зарубежного опыта без его критического осмысления и строгой (пристраст­ной) оценки реальных возможностей его адаптации неприем­лемо и должно решительно осуждаться.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал