Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная служба в РФ: понятие, статус и виды.
Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности. Правовую основу государственной службы в РФ регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ. в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (в ред. от 25.12.2008г.). Данный ФЗ закон в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ " О системе государственной службы РФ" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ. Предметом регулирования данного ФЗ являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ. ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ (ред. от 01.12.2007). Данный ФЗ в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой РФ. Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства. С одной стороны, административная реформа воздействует на систему административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ " О системе государственной службы РФ" явилось результатом проводимой в стране административной реформы. Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы РФ также составляет ряд указов Президента «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609; «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ» от 16 февраля 2005 года N 159; «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 года N 110; «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 1 февраля 2005 года N 112; «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16.02.2005. № 159, Вопросы становления и организации государственной службы в субъектах РФ регулируются также законами субъектов РФ о государственной гражданской службе, о реестре должностей государственной гражданской службы, о денежном содержании государственных гражданских служащих, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами по проблемам государственной службы. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, которая подразделяется: на федеральную государственную гражданскую службу; государственную гражданскую службу субъекта РФ; военная служба; правоохранительная служба; Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской федерации; федеральных государственных органов; лиц замещающих государственные должности РФ. Федеральная государственная служба – более широкое понятие, чем государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Так, например, государственная гражданская служба может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Военная и правоохранительная служба могут быть только федеральной и не могут, быть видом службы уровня субъекта РФ. Единство государственной службы проявляется, среди прочего, и в закреплении общих для всех трех видов принципов построения и функционирования системы государственной службы - федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к государственной службе, единства правовых и организационных основ государственной службы, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих и др. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. В отношении государственной гражданской службы особое значение приобретает вопрос о разграничении полномочий по правовому регулированию между РФ и ее субъектами. Что же касается правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Федерации, то оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Предметы совместного ведения - это сфера общественных отношений (деятельности), находящихся в юрисдикции, как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Федерации. Таким образом, по вопросам государственной гражданской службы субъекта Федерации нормотворческую функцию может осуществить как федеральный орган государственный власти
|